Методы диагностирования
Диагностика автотранспортной техники представляет собой информационно-контролирующую подсистему в структуре управления ее техническим состоянием. Сведения о состоянии объекта получают субъективными и объективными методами.
Субъективные методы имеют ограниченную область применения. Точность заключения о техническом состоянии объекта с помощью органов чувств человека в значительной степени определяется его опытом и интуицией. Визуально определяют места утечек жидкостей, отработавших газов, цвет отработавших газов, дымление из сапуна картера и т.д. На слух определяют места и характер стуков, шумов, перебоев в работе двигателя, агрегата и т.д. С помощью органов осязания определяют места и степень нагрева механизмов, источники вибраций и др.
Объективные методы диагностирования основаны на использовании информации, полученной диагностическими средствами. По физической сущности объективные методы подразделяются на энергетические, виброакустические, магнитоэлектрические, тепловые, оптические, спектрографические и другие.
Объективное диагностирование осуществляется с помощью приборов по герметичности рабочих объемов, функциональным параметрам, параметрам рабочих процессов, виброакустическими методами, по концентрации продуктов износа и т.п.
Герметичность рабочих объемов определяется по количеству прорывающихся в картер двигателя отработавших газов, давлению и перепаду давления, создаваемого сопряжениями, расходу воздуха или масла через неплотности, уровню охлаждающей жидкости и т. д.
По функциональным параметрам определяются мощность и крутящий момент двигателя, подача топливного насоса, частота вращения коленчатого вала и др.
К параметрам рабочих процессов относятся фазовые параметры, удельный расход топлива, характеристики рабочего цикла, температура и состав отработавших газов.
По изменению виброакустических параметров оценивается техническое состояние двигателей и их систем, агрегатов трансмиссии, состояние подшипников и других деталей и сопряжений.
Концентрация продуктов износа в масле определяется методами спектрального анализа. Этими методами определяются пригодность к дальнейшему использованию и степени (или интенсивность) износа отдельных сопряжений кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы двигателей, износ сопряжений агрегатов трансмиссии и т. д.
Рациональный состав технических средств диагностирования определяется решением многокритериальных задач путем оптимизации целевых функций с использованием обобщенных критериев качества технических средств и функциональных ограничений, накладываемых на процесс диагностирования системой ТО.
На данный момент существующие методы диагностирования топливной аппаратуры (ТА) имеют следующую классификацию, представленную на рисунке 3 [9, рисунок 5.1].
Рисунок 3 – Классификация методов диагностирования
Органолептические методы оценки технического состояния машин основаны на использовании органов чувств человека. Это субъективные методы, во многом зависящие от опыта мастера-диагноста. Однако таким образом в подавляющем большинстве случаев устанавливается предварительный диагноз, который в последующем уточняется с помощью инструментальных методов.
Инструментальные методы основаны на применении специальных диагностических средств и других средств измерения, что позволяет количественно оценить значения контролируемых параметров, которые являются диагностическими.
Кинематический метод диагностирования
Данный метод основан на измерении относительного перемещения деталей, изменения их относительного положения, макрогеометрии деталей. Он включает контроль зазоров в соединениях, суммарных зазоров в кинематической цепи, радиальных, торцевых и угловых перемещений валов механизмов, контроль несоосности, непараллельности и т.д., обычно осуществляется при неработающем объекте.
Техническая реализация кинематического метода несложна. Обычно используются известные средства линейных и угловых измерений (индикаторы часового типа, угломеры, щупы).