Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес
Твердость зубьев | |||
Термическая либо химико-термическая обработка | Поверхность | Сердцевина | σFlim, МПа |
Нормализация, улучшение | (180…300) НВ | (180…300) НВ | 1,8 HB |
Закалка ТВЧ по контуру зуба | (48…55) HRC | (250…320) НВ | |
Объемная закалка | (48…55) HRC | ||
Азотирование | (550…750) HV | (32…42) HRC | 300 + 12HRC |
Цементация | (56…62) HRC | (32…45) HRC |
1.3.2. Коэффициент запаса прочности:
sF = 1,75 при нормализации, улучшении, объемной и поверхностной закалке, азотировании; sF = 1,55 при цементации и нитроцементации
1.3.3. Коэффициенты долговечности:
, (8)
, (9)
где NF lim = 4·106 – базовое число циклов при изгибе;
NF1 и NF2 - расчетное число циклов напряжений шестерни и колеса соответственно (NF = NH).
1 ≤ kFL ≤ 4 - для зубчатых колес с твердостью не более 350 НВ,
1 ≤ kFL ≤ 2,5 - для зубчатых колес с твердостью более 350 НВ.
Если NF > NF lim, то коэффициент долговечности принимают kFL = 1.
1.3.4. Коэффициент чувствительности к реверсивной работе
, (10)
где γFC = 0,35, если HRC < 35; γFC = 0,25, если HRC ≥ 35; γFC = 0,1, если термообработка зубьев проведена азотированием; Т,' Т'' – моменты, действующие в прямом и реверсивном направлениях.
2. Определение внешнего делительного диаметра колесаde2 (мм) из условия прочности по контактным напряжениям
, (11)
где Т2 – номинальный вращающий момент на колесе, Н·м;
u – передаточное число;
Kbe – коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конусного расстояния (см. 2.1)
КНβ – коэффициент концентрации нагрузки при расчете контактных напряжений (см. 2.2);
КНv – коэффициент динамичности нагрузки при расчете контактных напряжений (см. 2.3);
- коэффициент изменения прочности (см. 2.4)
- для прямозубых передач;
- для косозубых и кривозубых передач;
2.1. Коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конусного расстояния . Значение этого коэффициента задается проектировщиком в соответствии с выработанными практикой проектирования рекомендациями: . Чаще всего выбирают среднее значение из этого диапазона .
2.2. Коэффициент концентрации нагрузки КНβ можно вычислять с помощью приближенных (эмпирических) формул в зависимости от коэффициента ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни Ψbd = b/d1 и твердости поверхности зубьев. Формулы приведены в таблице 1.2.1.
Кроме указанных формул для определения коэффициента концентрации нагрузки можно использовать графики, представленные на рисунке 8.
Таблица 1.2.1
Коэффициент концентрации нагрузки КНβ
1,0 < Ψbd < 1,6 | ||
Размещение шестерни относительно опор | HRC ≥ 35 | HRC < 35 |
Консольное | 1,0 + 0,766 Ψbd | 1,0 + 0,3466 Ψbd |
Асимметричное | 1,0 + 0,275 Ψbd | 1,0 + 0,1275 Ψbd |
Симметричное | 1,0 + 0,1388 Ψbd | 1,0 + 0,0086 Ψbd |
Ψbd < 1,0 | ||
Консольное | 1,0 + 0,766 Ψbd | 1,0 + 0,4466 Ψbd |
Асимметричное | 1,0 + 0,275 Ψbd | 1,0 + 0,1 Ψbd |
Симметричное | 1,0 + 0,052 Ψbd | 1,0 + 0,0373 Ψbd |
Примечние: коэффициент ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни можно вычислить по зависимости .
Рис. 8. Графики для определения коэффициента концентрации нагрузки КНβ
На рис. 8, а пронумерованы схемы, которым соответствуют кривые на рис.8, б и в; 1ш – шариковые опоры, 1р – роликовые опоры; рис. 8, б – кривые для рабочих поверхностей зубьев, твердость хотя бы одного из пары Н ≤ 350НВ; рис. 8, в - кривые для рабочих поверхностей зубьев с твердостью Н1 и Н2 > 350НВ; сплошные линии для прямозубых передач, штрихпунктирные – для передач с круговыми зубьями (для этих передач при Н2 ≤ 350НВ принимают КНβ = 1).
2.3. Коэффициент динамичности нагрузки при расчете контактных напряжений КНv на этапе проектировочного расчета обычно принимают равным КНv = 1,0.
2.4. Коэффициент изменения прочности для кривозубых передач рекомендуется рассчитывать по следующим формулам:
- при твердости зубьев каждого из колес Н < 350НВ;
- при твердости зубьев одного из колес Н2 ≤ 350НВ,
а другого – Н1 ≥ 45HRC;
при твердости зубьев каждого из колес Н ≥ 350НВ.
Для прямозубых передач = 0,85.
3. Определение внешнего делительного диаметра шестерниde1 (мм)
4. Определение внешнего конусного расстояния конического зацепленияRe, мм
(12)
Определение чисел зубьев
5.1. Для обеспечения выполнения геометрических и технологических условий изготовления конических передач количество зубьев шестерни вычисляется по следующей формуле, которая носит рекомендательный характер:
, (13)
где βn – угол между касательной к окружности и образующей конуса в данной точке (рис. 9); βn ≤ 25˚…30˚ - для колес с тангенциальным зубом (рис. 9, а); βn ≈ 35˚ - для колес с круговым зубом (рис.9, б)
а) б)
Рис. 9 Угол между касательной к окружности и образующей конуса в данной точке βn: а – тангенциальные зубья; б – круговые зубья
Примечание: количество зубьев может быть только целым (поэтому необходимо расчетное значение округлить), но z1 ≥ 21, поскольку при меньших значениях z1 не будет выполняться условие прочности по контактным напряжениям.
5.2. Количество зубьев колеса
. (14)
6. Определение внешнего окружного модуляme,мм
Расчетное значение внешнего окружного модуля
(15)
Примечание: для круговых зубьев внешний окружной модуль обозначают mte
Полученную величину модуля округляем, принимая ее равной ближайшему значению из нормального ряда по ГОСТ 9563 – 80 (табл. 1.6.1)
Таблица 1.6.1