Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений.

После выбора подшипника для него подбирают соответствующий корпус и крышки. Корпуса подшипников приводного вала рекомендуется принимать типа УМ по ГОСТ 13218.3-80 (рис.8 таб.8). Размер корпуса принимается по размеру наружного диаметра подшипника D.

Для D = 110 - 150 мм Для D = 80 – 100 мм

А

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

2 отв. под штифт
Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

Б-Б

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

2 отв. d2 под штифт конич.

Рис. 8 Корпуса УМ подшипников качения (из ГОСТ 13218-80)

Таблица 8. Корпуса типа УМ подшипников качения по ГОСТ 13218.3-80, размеры, мм

Обозна-чение кор- пуса УМ 80 УМ 85 УМ 90 УМ 100 УМ 110 УМ 120 УМ 125 УМ 130 УМ 140 УМ 150
D
D1
d
d1
d2
d3
A
B
B1
L
L1=D2
l
H 120,5 130,5 139,5 157,5 179,5 190,5 199,5
H1
h
r -
r1 12,5 -

Пример условного обозначения корпуса типа УМ, исполнения 1, D = 90 мм

Корпус УМ 90 ГОСТ 13218.3 – 80

Подшипниковые узлы обычно закрываются крышками, в которые встраиваются уплотнения. Для вышеприведенных корпусов, выбранных из ГОСТ 13218.3 – 80, рекомендуется выбирать стандартные крышки по ГОСТ 13219.1-81 - ГОСТ 13219.6–81. Кроме таких корпусов и крышек можно выбрать и другие стандартные корпуса и крышки подшипников ( см. [7] т.2) либо сконструировать крышку самостоятельно (см.[3]). Крышки подбираются по тому же диаметру D, по которому подбирался корпус ( см. Рис.8 ). Однако, крышка должна подходить также по диаметру буртика вала dбп ( см. пункт 2. 3.4 ), а также в нее должно вписываться стандартное манжетное уплотнение

( см. табл.12 ).

Подобрать стандартную крышку, удовлетворяющую всем этим условиям, не всегда удается. В этом случае конструируется нестандартная крышка, основные размеры которой должны совпадать с размерами стандартной. Для подшипникового узла, расположенного в точке 2 (рис.1), необходимы крышки торцовые с манжетными уплотнениями из ГОСТ 13219.5-81 (рис.9, таб. 9) или ГОСТ 13219.6-81 (рис.10, таб.10). А для подшипникового узла, расположенного в точке 5, одна из крышек принимается такой же, как для узла в точке 2, вторая крышка принимается торцовая глухая из ГОСТ 13219.1-81 или из ГОСТ 13219.2-81 (рис.11, таб.11).

Уплотнения предназначены для защиты подшипников от попадания в них пыли, грязи и влаги, а также для предохранения от вытекания смазки. Эти уплотнения могут быть разных конструкций, однако, наиболее предпочтительными являются стандартные манжеты резиновые армированные для валов по ГОСТ 8752-79 (см. таблицу 12). Манжета состоит из корпуса, выполненного из маслобензостойкой резины. Корпус армирован каркасом, представляющим собою стальное кольцо Г-образного сечения. Браслетная пружина стягивает уплотняющую часть манжеты, вследствие чего она плотно охватывает поверхность вала. Манжеты, предназначенные для работы в засоренной среде, выполняют с дополнительной рабочей кромкой, которая называется пыльником.

Номинальный диаметр вала в местах постановки таких уплотнений должен быть равен внутреннему диаметру уплотнения. Участки вала в этих местах должны быть прошлифованы и отполированы, чтобы избежать интенсивного износа уплотнений.

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

Рис. 9. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром до 100 мм, (из ГОСТ 13219.5-81)

Таблица 9. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром до 100 мм, (из ГОСТ 13219.5-81), мм

Обозначение крышки МН 80*45 МН 80*50 МН 90*50 МН100*55 МН100*65
D
dвала
d
D1
D2
d1
d2
B
b 13,6 13,6
H
h
h1
h2
r
r1 12,5 12,5

Пример условного обозначения низкой торцовой крышки с манжетным уплотнением диаметром D = 80 мм, dвала = 45 мм: Крышка МН 80*45 ГОСТ 13219.5-81

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

Рис. 10. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром свыше 100 мм, (из ГОСТ 13219.6-81)

Таблица 10. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром свыше 100 мм, (из ГОСТ 13219.5-81), мм

Обозначение крышки МН 110*60 МН 110*75 МН 120*65 МН 120*80 МН 130*75 МН 140*80 МН 140*95 МН 150*85 МН 150*100
D
dвала
d
D1
D2
D3
D4
d1
d2
n
b 16,6
H
h
h1
h2
l
s


Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru
Для D = 110 - 150 мм Для D = 80 – 100 мм

Рис. 11. Крышки торцовые глухие низкие ( из ГОСТ 13219.1-81 и ГОСТ 13219.2-81 )

Таблица 11. Крышки торцовые глухие низкие ( из ГОСТ 13219.1-81 и ГОСТ 13219.2-81 ), мм

Обозна-чение крышки ГН 80 ГН 85 ГН 90 ГН 100 ГН 110 ГН 120 ГН 125 ГН 130 ГН 140 ГН 150
D
D1
D2
D3 - - - -
B - - - - - -
d
d1
n
H
h
h1
h2
l
s
r - - - - - -
r1 - - - - - -

Для крепления крышек к корпусу подшипника применяется стандартный крепеж, который состоит из болтов, шайб и гаек (см. ниже).
Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

d S D H l lo d S D H l lo
8 - 90 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 20 lo=18 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 20 23,9 20-300 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 30 lo=30 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 35
13,1 8 - 100 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 25 lo=22 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 30 26,8 20-300 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 30 lo=34 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 35
15,3 10-150 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 30 lo=26 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 35 29,6 25-300 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 40 lo=38 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 45
18,7 14-260 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 30 lo=30 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 35 33,6 30-300 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 40 lo=42 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 45
21,1 16-260 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 30 lo=30 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 35 35,0 35-300 lo= l при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 50 lo=46 при l Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru 55

Примечание: Размер l (мм) в указанных пределах брать из ряда чисел: 8, 10, 12, 16, 20, 25, 30,

35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 100, 110, 120, 130, 140, 150, 160, 170, 180, 190, 200, 220, 240, 260, 280, 300.

Пример условного обозначения болта диаметром резьбы d = 12 мм, длиной l = 60 мм, с

крупным шагом резьбы, и полем допуска 6g, класса прочности 5.8, с цинковым покрытием толщиной 6 мкм, хроматированным: «Болт М12 – 6g х 60.58.016 ГОСТ 7796 – 70».

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru
Гайки шестигранные с уменьшенным размером под ключ.

ГОСТ 15521 – 70, мм.

d (14) (18) (22)
S
D 10,9 13,1 15,3 18,7 21,1 23,9 26,8 29,6 33.6
H 6,5 14,5

Пример условного обозначения гайки с диаметром резьбы 12мм, крупным шагом и полем допуска резьбы 6Н, класса прочности 5: «Гайка М12 – 6Н.5 ГОСТ 15521 – 70».

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

Шайбы пружинные ГОСТ 6402 – 70, мм

Номинальный диаметр резьбы болта, мм   d   S = b Номинальный диаметр резьбы болта, мм   d   S = b
6,1   14,2  
8,2   16,3 3,5
10,2   18,5 4,0
12,2   20,5 4,5

Пример условного обозначения пружинной шайбы для болта с резьбой, диаметра

d = 12мм из стали 65Г: «Шайба 12 65Г ГОСТ 6402 – 70».

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

Винты установочные с прямым шлицем классов точности А и В

Общие размеры Рис.1 Рис.2
d b h c l1 l d1 l1 l
0,8 1,8 1,0 - 5 – 25 3,5 2,5 8 – 25
1,0 2,0 1,0 2,5 6 – 30 4,5 3,0 8 – 35
1,2 2,5 1,6 3,0 8 – 40 6,0 4,0 10 - 40
1,6 3,0 1,6 4,0 10 - 50 7,5 4,5 12 –50
2,0 3,5 1,6 5,0 12 - 50 9,0 6,0 16 - 50

Таблица 12 - Манжеты резиновые армированные для валов (ГОСТ 8752-79)

   
 
Группа резины Рабочая среда Темература, оС Окружная скорость, м/с, не более  
Минеральные масла, не содержащие серу -45...+120  
Вода +4...+100  
Минеральные масла с присадками, вызывающими набухание резин группы 1 -30...+120  
Масла для гипоидных передач -30...+100  
Вода +4...+100  
Минеральные масла, не содержащие серу -30...+120  
Вода +4...+100  
Минеральные масла всех типов. Дизельное топливо -45...+150  
РАЗМЕРЫ, мм  
  d D h1 h2 d D h1 h2 d D h1 h2
 
 
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                                                           

Конструирование барабана.

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru


Конструкция барабанов (см. [3]) подобна конструкции шкивов плоскоре­менных передач. Поэтому для них остаются справедливыми все реко­мендации по соотношению размеров, выбору материалов и прочие изложенные в этой литературе.

Барабан отличается от шкива большей ши­риной (обычно B>D) (см.Рис.12,а), и это вносит некоторые особенности в его конструкцию.

Барабан изготовляют с двумя ступицами и двумя дис­ками (рис. 12, а и др.) или с одной удлиненной ступицей (рис. 12, б) Последняя конструкция технологичнее, но целесообразна только при сравнительно нешироких барабанах (В < D).

Размеры толщин стенки, ступиц и обода барабана представлены на рис.14 и определяются по эмпирическим зависимостям:

Dст ≥ 1.6d (5)

где d – диаметр вала под ступицу: Dcn - наружный диаметр ступицы,

δо =0.02(Dб + В) (6)

где Dб – диаметр барабана,мм; В – ширина барабана,мм.

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

Рис.14

δ ≈ (0.9…0.8) δо (7)

δ1 = (Dст – d)/2 (8)

если δ1 / δ >2 то δ2 = 1.5 δ, и h ≥ 4(δ2 - δ) (9)

если δ1 / δ ≤ 2 то δ2 = δ , (10)

и наклонный участок высотой h не делают, а переход оформляется радиусом:

R ≈ 0.5δ. (11)

Большая внутренняя полость (см. рис. 12, а) затрудняет отливку барабана. Во многих случаях (в зависимости от масштаба и возмож­ностей производства) здесь может оказаться целесообразной сварная конструкция.

Конструкция сварного барабана по рис. 13,а аналогична литому по рис. 12, а. Сварная конструкция позволяет снизить толщины элементов и в связи с этим уменьшить вес и расход металла.

Толщины элементов: δо, δ, δ1, определяются по тем же зависимостям, что и для литого барабана (см. выше),а затем их величина уменьшается умножением на коэффициент К = 0,8. ( δ2 = δ ).

Обод сваривают из вальцованного листа или изготовляют из труб. Применение трубы значительно упрощает технологию и целесообраз­но во всех случаях, когда размеры обода согласуются с размерами стан­дартной трубы (см. [7]). При выборе трубы необходимо учесть припуск на обработку обода по наружному диаметру.

Обод из листа имеет один или два продольных шва (см. рис. 13,а). Внутреннюю поверхность обода не обрабаты­вают (см. рис. 13, а и б) или протачивают в местах установки дисков (см. рис. 13, в). Проточка устраняет некруглость или другие дефекты обода, сваренного из листа. Операция проточки сравнительно сложна и трудоемка. Ее можно избежать, если выполнить окружность свар­ного обода достаточно точной, а диски поставить с зазором (около З - 5 мм), который потом заваривают. На сборочном чертеже зазор можно не показывать, его учитывают в рабочих чертежах. Для обода из труб проточка не требуется, а зазор по дискам может быть не более 1-2 мм. Последовательность операций сварки барабана может быть, например, такой. К ступицам барабана по рис. 14.9, а приваривают диски и ребра; закрепляют ступицы на валу; надевают завальцованный обод, стягивают его на дисках и заваривают продольные швы; сваривают обод с дисками (возможен только один наружный шов) и ребра­ми; устанавливают барабан на станок по центрам вала и обрабатывают наружную поверхность барабана.

На основе изложенного не трудно установить последовательность операций для барабанов по рис. 13, б и в. Барабан по рис. 13,б не имеет ступиц, шпоночных соединений и пр. Эту простую конструк­цию можно считать предпочтительной, однако менее ремонтопригодной. Кроме того при сварке такого барабана возможно коробление вала. Поэтому вал подается на сварку с при­пусками на последующую обработку шеек. Шейки обрабатывают сов­местно с наружной поверхностью обода.

Барабан по рис. 13 в, не имеет целого вала. Здесь преследуют цель еще большей экономии материала. Однако изготовление барабана усложняется; трудно точно установить концы валов перед сваркой, возможен значительный увод концов после сварки. С этих позиций здесь целесообразна проточка концов барабана под посадку дисков и увеличенные припуски на обработку шеек вала. Расстояние между дисками рекомендуют принимать (0,6-0,5) В. При этом получают более равномерное распределение нагрузки от ленты по длине барабана. Для удобства сварки или литья иногда допускают отклонения от этой рекомендации и устанавливают диски ближе к краям барабана.

Для фиксирования положения ленты на концах барабана иногда образуют небольшую конусность (см. рис.14). Так как транспортеры имеют малую скорость, а лента дополнительно направ­ляется поддерживающими роликами, выполнение конусов на барабане не обязательно.

В конструкции барабанов с двумя ступицами (см. рис. 12 и 13, а) на валу устанавливают только одну шпонку на ступицу со стороны подвода крутящего момента. В случае установки второй шпонки она будет воспринимать незначительную часть на­грузки, поэтому ее установка считается не целесообразной.

В Приложении показан пример конструкция сварного барабана.

Выбор муфт.

Муфты сужат для соединения валов и перелачи крутящего момента с одного вала на другой. Существует большое количество механических муфт. Однако в нашем случае соединения выходного конца вала редуктора и приводного вала конвейера применяются компенсирующие муфты с жесткими элементами,

а именно цепная или зубчатая (см. [2,3]).

Зубчатая муфта способна компенсировать любые по­грешности в соосности валов в достаточ­но большом диапазоне и обладает большой нагрузочной способностью. Благодаря зубчатому соединению зазоры между зубьями, а значит и люфт не велики, поэтому такую муфту применяют в высоконагруженных реверсивных механизмах. Цепная муфта является упрощенной конструкцией зубчатой муфты. Цепная муфта допускает большие, чем зубчатая погрешности монтажа валов, более проста в эксплуатации и обслуживании. Однако обладает большими зазорами в соединении полумуфт и применяется, как правило, в нереверсивных механизмах.

Выбор стандартных муфтпроизводится по двум основным параметрам:

1. Расчетному крутящему моменту на валу – Тр, Нм.

2. Диаметрам концов соединяемых валов – dк, мм.

Сначала определям Тр по формуле

Тр = kp Т

где kр — расчетный коэффициент, учитывающий динамические нагрузки в условиях эксплуата­ции; средние значения kр приведены в табл. 13.

Т – номинальный крутящий момент,Нм.(см. МУ п.1, завис.(5)).

Подбор корпусов и крышек подшипников, выбор уплотнений. - student2.ru

далее обращаемся к ГОСТу на выбранный тип муфты (Рис.15 или Рис.16).

Таблица 13. Значения коэффициента kр учитывающего

Наши рекомендации