Определение критической частоты вращения.
с-1;
с-1,
где об/мин = 25,1 с-1;
- условие выполняется, см. [3, c.335]
Расчет шпоночных соединений
,
где - длина шпонки,
h - высота шпонки,
t1 – глубина шпоночного паза.
а) между рабочим колесом и валом
МПа.
= 0,035м; h = 0,008м; t1 = 0,005м.
28,5 МПа < 800 МПа. Условие выполнено, см [3, с. 335].
б) между валом и муфтой
МПа.
l= 0,038м; h = 0,008м; t1 = 0,005м.
26,3 МПа < 800 МПа. Условие выполнено, см [3, с. 335].
Расчет прочности рабочего колеса.
7.4.1. Площадь поверхности рабочего контакта.
Fсм =l.t1 = 0,035.0,005 =0,000175 м2.
l,t1 – длина шпонки и глубина шпоночного паза.
7.4.2. Напряжение смятия в ступице.
МПа.
Н,
где Z – число передающих штифтов или шпонок. Z = 1.
7.4.3. Запас прочности.
, где
- предел текучести для материала Бр.ОФ10-1. = 340 МПа.
Значение nт должно быть не менее величины запаса статической прочности при расчете вала.
7.4.4 Определяем напряжение в лопасти.
, где
ΔP- Расчетный перепад давлений. ΔP = = 166770 Па.
b(R) - ширина лопасти на максимальном радиусе b(R) = 0,007 м,
- толщина лопасти на максимальном радиусе = 0,006 м,
МПа.
7.4.5 Нагрузка, действующая на лопасть от центробежных сил на произвольном радиусе R.
, где
- плотность материала лопасти. = 8,76 г/см3 = 8760 кг/м3.
Па
7.4.6. Изгибные напряжения в лопасти на произвольном радиусе.
Па.
7.4.7. Суммарные напряжения в лопасти на произвольном радиусе.
МПа.
7.4.8. Коэффициент запаса прочности.
Колесо имеет достаточный запас прочности.
7.4.9. Максимальные напряжения.
МПа
7.4.10. Допустимые напряжения.
МПа.
- предел прочности материала рабочего колеса. =200 МПа.
e - коэффициент учитывающий влияние характерных размеров диска. Выбираем по графику на рис. 9.2. [3, с. 328]. e = 0,84.
7.4.11. Коэффициент запаса прочности.
Колесо имеет достаточный коэффициент запаса прочности.
7.4.12. Угловая скорость при которой происходит разрушение колеса.
рад/с,
где F – площадь половины меридиального сечения диска относительно оси вращения.
F = 0,0025 м2
J – момент инерции половины меридиального сечения диска относительно оси вращения.
J = 4,26.10-6 м3.
7.4.13. Коэффициент запаса прочности.
- рабочая частота вращения. =25,1
nВ = 134 удовлетворяет условию см. [3, c. 338].
8. Расчет корпуса.
8.1. Рассчитываем напряжение в элементах корпуса в рамках безмоментной теории оболочек вращения.
, где
ΔP- Расчетный перепад давлений. ΔP = = 166770 Па;
R(Z) – радиус конуса в рассматриваемом сечении.
МПа.
МПа.
8.2. Определяем эквивалентные напряжения в Расчетном сечении.
8.3. Рассчитываем допустимые напряжения.
Па
- коэффициент, учитывающий влияние характерных размеров (толщины стенки корпуса в Расчетном сечении δ) на величину допустимых напряжений, см. [3, рис. 9.2].
- предел текучести материала Ст.2, = 200 МПа.
8.4. Вычисляем запас прочности..
Так как n >3, то это значит, что условие выполнено и выбранный корпус выдержит напряжения.
9. Подбор муфты.
9.1. Расчетный момент для выбора муфты.
Н
Кр – коэффициент режима работы. Кр = 1,25 - 2,0, см. [3, с.340]. Выбираем . Кр = 2,0.
9.2. По расчетному моменту выбираем фланцевые муфты по ГОСТ 20761-75.
d = 38мм; D = 140мм; L = 121мм; ℓ = 82мм.