Вредное воздействие автомобиля на окружающую среду.

ДТП, наезды. Воздействие веса, внешний шум, вибрация, выбросы вредных веществ. Действующие стандарты и нормы.

3.12. Сцепление.

Классификация и требования.

Включенное состояние фрикционного сцепления. Схема сил. Передаваемый момент и удельное давление. Характеристика пружин: витых цилиндрических и диафрагменной. Коэффициент запаса сцепления.

Выключенное состояние фрикционного сцепления. Схема сил. Зависимость между силой включения и силой на педали. Ход педали. График сила на педали – ход педали. Усилители: пружинный и пневматический.

Включение фрикционного сцепления при трогании автомобиля с места. Двухмассовая эквивалентная система автомобиля и ее математическая модель. Варианты решения математической модели. Три этапа начальной фазы разгона автомобиля. Работа буксования сцепления. Максимальные динамические нагрузки. Нагрев и износ деталей сцепления при включении. Кпд сцепления. Влияние параметров автомобиля и дорожных условий.

Особенности работы сцепления при переключении передач. Выключение сцепления. Рабочий процесс комбинированного сцепления (фрикционного с гидродинамической передачей). Автоматизация управления сцеплением; система, обеспечивающая минимальную работу буксования.

3.13. Коробка передач.

Классификация и требования.

Включенное состояние механической ступенчатой коробки передач. Схема сил. Нагрузки, действующие на зубчатые колеса и валы. Особенности расчетов на работоспособность зубчатых колес, валов, подшипников. Определение передаточных чисел и кпд.

Включение передач с помощью скользящих зубчатых колес. Определение ударной нагрузки.

Включение передач с помощью синхронизатора. Момент трения, время синхронизации и влияние падения скорости автомобиля при переключении передач, работа буксования.

Переключение передач с помощью фрикционов. Организация оптимального переключения с низшей передачи на высшую и с высшей передачи на низшую.

Особенности рабочего процесса планетарной коробки передач. Уравнение связи между силовыми параметрами. Уравнение связи между кинематическими параметрами. Метод определения передаточных чисел. Метод определения кпд. Определение нагрузок на звеньях. Циркулирующая мощность.

3.14. Бесступенчатые и комбинированные передачи.

Классификация. Комбинированные передачи с последовательным и параллельным соединением. Особенности рабочего процесса гидро-трансформатора. Выходные характеристики и режимы работы по направлению передачи мощности и по передаточному отношению.

Разгон автомобиля с гидротрансформатором, три этапа. Торможение двигателем, три этапа.

Механические фрикционные передачи: торовая и клиноременная. Их характеристики.

Гидрообъемные передачи, их характеристики.

Электрические передачи, их характеристики.

3.15. Главная передача.

Классификация и требования.

Рабочий процесс главных передач. Нагрузки. Особенности конструкции и особенности рабочего процесса червячной, гипоидной и конической одинарных главных передач.

Раздаточные коробки.

3.16. Дифференциал.

Классификация, требования.

Коэффициент блокировки. Схема сил и моментов. Другие механизмы, выполняющие функции дифференциала. Кпд дифференциала. Обзор кпд механизмов трансмиссии. Влияние дифференциала на эксплуатационные свойства автомобиля: топливную экономичность, тяговые свойства и проходимость, устойчивость и управляемость. Управляемый дифференциал.

3.17. Карданная передача.

Классификация, требования.

Условие получения шарнира равных угловых скоростей. Коэффициент неравномерности. Передаточное число карданной передачи. Схема сил шарнира неравных угловых скоростей и шарниров равных угловых скоростей. Кпд. Вибрации карданных передач: а) при нулевом перемещении в опорах, б) совместно с силовым агрегатом.

3.18. Рулевое управление.

Классификация, требования.

Рабочий процесс рулевого управления с управляемыми колесами. Зависимость усилия на рулевом колесе от момента сопротивления повороту управляемых колес.

Рулевой привод. Зависимость между углами поворота левого и правого управляемых колес. Схема сил и их расчет. Особенности поворота при передних и задних управляемых колесах. Новые идеи.

Рулевой механизм. Группы рулевых механизмов. Схемы сил для рулевых механизмов: а) с глобоидным червяком и роликом, б) винт-гайка и рейка-сектор, в) шестерня-рейка. Передаточные числа и кпд.

Гидравлическое рулевое управление. Травмобезопасные рулевые колонки.

Усилители рулевого управления. Компоновочные схемы. Требования. Рабочий процесс и выходная характеристика гидравлического усилителя. Оценочные параметры усилителя.

3.19. Тормозное управление.

Классификация, требования.

Рабочий процесс тормозных механизмов. Схема сил, приложенных к колодкам колодочного тормозного механизма. Уравнение тормозного момента. Дисковые тормоза: а) с вращающимся диском, б) с вращающимся корпусом. Сравнительный анализ барабанных и дисковых тормозных механизмов: по тормозному моменту, по коэффициенту эффективности, по стабильности. Гидравлические тормозные механизмы. Расчет тормозного механизма на нагрев.

Тормозные приводы: механический, гидравлический, пневматический, электропневматический, их достоинства и недостатки.

Гидравлический привод. Схемы двухконтурных приводов. Усилие на педали, ход педали. Пневматический усилитель, вакуумный усилитель, их выходные характеристики.

Пневматический привод. Схемы одноконтурного однопроводного и двухконтурного двухпроводного приводов. Двухсекционный тормозной кран, схема сил, выходная характеристика.

Динамический регулятор тормозных сил. Оптимальное распределение тормозных сил. Уравнение регулятора и уравнение статического равновесия автомобиля, их совместное решение. Коэффициент использования сцепного веса. Выходная характеристика регулятора тормозных сил.

Антиблокировочная система. Особенности и функционирование. Схема гидравлического привода с антиблокировочной системой. Достоинства и недостатки. Противобуксовочная система, ее рабочий процесс, особенности работы.

3.20. Подвеска.

Классификация, требования.

Направляющее устройство. Кинематическая характеристика. Число шарнирных соединений. Продольный крен кузова. Поперечный крен кузова. Угол крена. Высота центра крена. Ось крена. Схема сил зависимой рессорной подвески. Схема сил независимой двухрычажной подвески. Схема сил балансирных подвесок.

Упругое устройство. Статический и динамический прогибы. Динамическая емкость. Выходная характеристика упругого устройства. Идеальная характеристика. Влияние жесткости упругого устройства на плавность хода. Металлические упругие элементы: рессора, витая пружина, торсион; их сравнение. Неметаллические упругие элементы.

Гасящее устройство. Выходная характеристика амортизатора. Основные оценочные параметры амортизатора.

Регулирование подвески с использованием автоматических регуляторов.

3.21. Колеса и шины.

Классификация, требования.

3.22. Кузов и рама.

Классификация, требования.

Основы расчета кузовов и рам.

Допустимые углы закручивания рамы. Сравнение открытых и закрытых профилей по несущей способности.

Допустимые углы закручивания кузова.

Материалы.

3.23. Вибрации и шум в автомобиле.

Нормирование вибраций и внутреннего шума. Источники вибраций на автомобиле. Источники шума на автомобиле. Пути снижения вибраций. Пути снижения внутреннего шума.

Воздействие вибраций на человека, а также на механизмы и системы автомобиля.

ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература:

1. В.К. Вахламов «Техника автомобильного транспорта. Подвижной состав и эксплуатационные свойства». М. Академия. 2004.

2. В.К. Вахламов «Автомобили. Основы конструкций», 2004 г.

3. В.К. Вахламов «Автомобили. Эксплуатационные свойства»,

2010 г.

б) дополнительная литература:

1. Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. и др. Основы конструкции автомобиля: Учебник / М.: изд. Дом «За рулем», 2006.- 326 с.

Наши рекомендации