Крутящие моменты цилиндра и двигателя
Крутящий момент одного цилиндра
, Н∙м. (3.25)
Для определения среднего значения крутящего момента двигателя необходимо построить график суммарного крутящего момента двигателя. С этой целью необходимо произвести суммирование крутящих моментов отдельных цилиндров, для чего на график изменения крутящего момента МКРц одного цилиндра накладывают аналогичные графики для других цилиндров с учетом сдвига по фазе рабочих процессов (для двигателей с равномерным чередованием процессов).
Период изменения крутящего момента определяется из выражения
, град, (3.26)
где i – число цилиндров.
В общем случае построение графика сводится к разбиению графика крутящего момента для одного цилиндра на столько равных по длине, сколько цилиндров в двигателе с последующим перенесением полученных частей графика на координатную сетку длиной . Ординаты полученных графиков суммируются и найденные значения суммарного крутящего момента для различных углов поворота коленчатого вала наносятся на координатную сетку в масштабе ММ (рис. 12).
Суммирование значений МКР следует проводить через каждые 10о угла поворота коленчатого вала. Далее, по графику определяют значение суммарного крутящего момента МКРср.
, Н∙м, (3.27)
где F1, F2 – площади, ограниченные графиком суммарного крутящего момента, мм2;
lM – длина графика суммарного крутящего момента, мм;
Следует заметить, что некоторые двигатели характеризуются неравномерным чередованием процессов. Так, например, в двигателе ЯМЗ – 236 одновременные процессы в цилиндрах происходят через разные интервалы: и . Поэтому, для такого двигателя период изменения крутящего момента увеличивается вдвое и составляет
.
, град. (3.28)
В общем случае последовательность построения графика МКРсум будет следующая:
1. График МКРц поделить по длине на равных частей;
2. Нанести на новую координатную сетку каждую из полученных частей графика МКРц;
3. Преобразовать график МКРц, для чего сместить ось ординат вправо на угол . Перенести отсеченную новой осью ординат начальную часть графика в конец исходного графика;
4. Преобразовать график вновь поделить на - равных частей и перенести на ту же новую координатную сетку (пункт 2) в дополнение к трем ранее перенесенным частям исходного графика;
5. Просуммировать все части исходного и преобразованного графика на новой координатной сетке через каждые 10о. Построить график ;
6. Графоаналитическим способом определить среднее значение суммарного крутящего момента двигателя с неравномерным чередованием вспышек .
Для проверки правильности построения графика необходимо полученное значение МКРср сравнить со значением среднего крутящего момента по данным теплового расчета.
, Н∙м. (3.29)
Ошибка, допущенная при выполнении расчетов, не должна превышать 5%.
, %. (3.30)
Рис. 12. График суммарного момента 4 – цилиндрового двигателя при равномерном чередовании рабочих процессов:
а – график момента одного цилиндра;
б – построение графика МКРсум
Рис. 13. Построение графика МКРсум при неравномерном чередовании рабочих процессов:
а – исходный график МКРц;
б – преобразованный график МКРц;
в – график суммарного момента МКРсум(нер)