Средняя мольная теплоемкость остаточных газов
, кДж/ , (1.26)
где Mi – количество iго компонента остаточных газов (см. п. 1.1.6);
- средняя мольная теплоемкость iго компонента остаточных газов.
, кДж/ ; (1.27)
, кДж/ ; (1.28)
, кДж/ ; (1.29)
, кДж/ ; (1.30)
, кДж/ ; (1.31)
, кДж/ . (1.32)
Средняя мольная теплоемкость рабочей смеси
, кДж/ . (1.33)
Расчет процесса сгорания
Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси
. (1.34)
Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси
. (1.35)
1.4.3. Количество тепла , потерянного вследствие неполноты сгорания топлива
при ∆Hu = 0;
при <1 ∆Hu = , МДж/кг. (1.36)
Теплота сгорания рабочей смеси
, кДж/ кмоль. (1.37)
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания
, кДж/ , (1.38)
где Mi – количество iго компонента продуктов сгорания (см. п. 1.1.6);
- средняя мольная теплоемкость iго компонента продуктов сгорания.
, кДж/ ; (1.39)
, кДж/ ; (1.40)
, кДж/ ; (1.41)
, кДж/ ; (1.42)
, кДж/ ; (1.43)
, кДж/ . (1.44)
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания, рассчитанная по формуле (1.37), должна быть определена в виде:
. (1.45)
Коэффициент использования тепла
Коэффициент использования тепла выражает долю Hu, использованную на повышение внутренней энергии рабочего тела и принимаются:
для бензиновых двигателей 0,75 … 0,85;
для дизелей 0,70 … 0,80.
Большие значения относятся к двигателям с совершенным смесеобразованием и минимальными потерями тепла рабочего тела из-за передачи его к стенкам цилиндра.
Уравнение сгорания
Для бензиновых двигателей уравнение сгорания имеет вид:
, (1.46)
где - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.
Для дизельных двигателей уравнение сгорания имеет вид:
, (1.47)
где , кДж/ - средняя мольная теплоем-
кость продуктов сгорания при постоянном давлении;
- степень повышения давления;
для дизелей с неразделенными камерами сгорания 1,6 … 2,5;
для дизелей с разделенными камерами сгорания 1,2 … 1,8.
Для решения уравнения необходимо величину или (в зависимости от типа двигателя) в нем заменить выражением (1.45). Затем уравнение упростить и привести к виду:
, (1.48)
где tz – температура конца сгорания, оС;
a, b, c – константы.
Решение уравнения (1.48) имеет вид:
, оС. (1.49)
, К. (1.50)
Температура конца сгорания изменяется в пределах:
для бензиновых двигателей Tz = 2400 … 2900 К;
для дизелей Tz = 1800 … 2300 К.
Максимальное давление сгорания
Для бензиновых двигателей
, МПа. (1.51)
Для дизелей
, МПа. (1.52)
Степень повышения давления (для бензиновых двигателей)
. (1.53)
Расчет процесса расширения
1.5.1. Степень предварительного расширения (для дизелей)
. (1.54)
Степень последующего расширения (для дизелей)
. (1.55)
Давление в конце расширения
Для бензиновых двигателей;
, МПа. (1.56)
Для дизелей;
, МПа, (1.57)
где n2 – средний показатель политропы расширения.
Величина n2 зависит от интенсивности теплообменом между рабочим телом и стенками цилиндра, камеры сгорания и днища поршня. Подвод тепла к рабочему телу или сокращение отвода тепла на линии расширения приводит к уменьшению среднего показателя политропы расширения. Величину n2 можно оценить по величине адиабаты расширения k2 для соответствующих значений , и Tz по номограммам (рис. 2,3 прил. 1). По опытным данным показатель n2 незначительно отличается от показателя k2 и, как правило, в меньшую сторону.