Коэффициент остаточных газов
,(1.20)
где Tr – температура остаточных газов, К;
Pr – давление остаточных газов, МПа;
- степень сжатия.
Величина степени сжатия в основном определяется свойствами применяемого топлива. Численное значение степени сжатия приведено в задании. Если это значение не задано, то величина степени сжатия для режима максимальной мощности принимаются из таблицы 1.2.
Для бензиновых двигателей степень сжатия определяется октановым числом используемого бензина. Ориентировочно можно принять следующую взаимосвязь допустимой степени сжатия и октанового числа бензина.
Таблица 1.2
Степень сжатия | 6,6-7,0 | 7,1-7,5 | 7,6-8,5 | 8,6-9,5 | до 12,5 |
Октановое число | 73-76 | 77-80 | 81-90 | 91-100 | > 100 |
При установлении величины Tr необходимо иметь в виду, что при увеличении степени сжатия и обогащения рабочей смеси температура остаточных газов снижается, а при увеличении скорости вращения коленчатого вала – возрастает. Температура остаточных газов устанавливается в следующих пределах:
для бензиновых двигателей Tr = 900 … 1100 К;
для дизелей Tr = 600 … 900 К.
Величина Pr устанавливается в зависимости от числа и расположения выпускных клапанов, сопротивление выпускной системы, фаз газораспределения, скорости вращения коленчатого вала из следующего выражения:
, МПа.
Величина коэффициента остаточных газов по результатам расчетов должна составлять:
для бензиновых двигателей = 0,05 … 0,10;
для дизелей = 0,02 … 0,06.
Температура в конце впуска
, К. (1.21)
Величина Та изменяется в пределах:
для бензиновых двигателей Та = 320 … 360 К;
для дизелей Та = 310 … 350 К.
Коэффициент наполнения
. (1.22)
Величина изменяется в пределах:
для бензиновых двигателей 0,70 … 0,85;
для дизелей 0,80 … 0,90.
Расчет процесса сжатия
Давление в конце сжатия
, МПа, (1.23)
где n1 – средний показатель политропы сжатия.
Величина n1 зависит от скорости вращения коленчатого вала, рабочего объема цилиндра, степени сжатия. Влияние названных факторов на величину n1 определяется интенсивностью тепловыделения по мере сгорания рабочей смеси и теплообмена между рабочим теплом и стенками цилиндра, поршня и камеры сгорания. Если суммарное влияние указанных факторов способствует подводу тепла к рабочему телу или сокращению отвода тепла, то это приводит к увеличению среднего показателя политропы сжатия, и наоборот. Значение показателя политропы сжатия n1 следует определять по среднему показателю адиабаты k1. Для этого по номограмме, изображенной на рис.3, для соответствующих значений и Ta определяется величина k1. Значения показателя политропы сжатия устанавливаются в следующих пределах:
для бензиновых двигателей ;
для дизелей .
Величина n1 изменяется в следующих пределах:
для бензиновых двигателей n1 = 1,30 … 1,37;
для дизелей n1 = 1,32 … 1,40.
Температура в конце впуска
, К. (1.24)
Средняя мольная теплоемкость свежей смеси
, кДж/ , (1.25)
где - температура конца сжатия, оС.