Расчет параметров рабочего тела
Средний элементарный состав топлива
Состав топлива задается массовыми долями углерода, водорода, кислорода. Примерное содержание названных компонентов для бензина и дизельного топлива приведено в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Топливо | Массовые доли | ||
С | Н | ОТ | |
Бензин | 0,855 | 0,145 | |
Дизельное топливо | 0,870 | 0,126 | 0,004 |
Низшая теплота сгорания топлива
Низшая теплота сгорания вычисляется по формуле Менделеева:
МДж/ кг (1.1)
где S и W – массовые доли серы и водяных паров в продуктах сгорания, принимаются равными нулю.
Коэффициент избытка воздуха
Численное значение коэффициента избытка воздуха приведено в задании. Если это значение не задано, то для режима максимальной мощности принимаются следующие значения коэффициента избытка воздуха:
бензиновые двигатели 0,80 … 0,96;
дизели с неразделенными камерами сгорания 1,5 … 1,7;
вихрекамерные дизели 1,30 … 1,50;
предкамерные дизели 1,40 … 1,50.
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива
, кмоль (1.2)
, кг (1.3)
где кг/кмоль – молекулярная масса воздуха.
Количество горючей смеси
Для бензиновых двигателей:
, кмоль (1.4)
где mT – молекулярная масса топлива, кг/кмоль
mT = 110 … 120 кг/кмоль.
Для дизелей:
, кмоль. (1.5)
Состав продуктов сгорания
Состав продуктов сгорания во многом зависит от состава горючей смеси. При сгорании богатых смесей ( <1) продукты сгорания включают в себя CO, CO2, H2, H2O, N2.
, кмоль (1.6)
где принимается равным 0,45 … 0,50;
, кмоль (1.7)
, кмоль (1.8)
, кмоль (1.9)
, кмоль. (1.10)
При сгорании бедных или стехиометрических смесей ( ) продукты сгорания включают в себя CO2, H2O, O2, N2.
, кмоль (1.11)
, кмоль (1.12)
, кмоль (1.13)
, кмоль. (1.14)
Общее количество продуктов сгорания
, кмоль. (1.15)
При <1 .
При .
Расчет процесса наполнения
Температура подогрева свежего заряда
Величина температуры подогрева свежего заряда ∆Тзависит от конструкции впускного трубопровода, типа системы охлаждения, скорости вращения коленчатого вала двигателя и может быть принята:
для бензиновых двигателей ∆Т= 0 … 20о;
для дизелей без наддува ∆Т= 10 … 40о;
для дизелей с наддувом ∆Т= (-5) … (+10о).
Плотность заряда на впуске
, кг/м3 (1.16)
где Р0 = 0,1 МПа – атмосферное давление;
Т0 = 293 К – температура окружающего воздуха;
В = 287 Дж/кг ∙ град – удельная газовая постоянная воздуха. Принимается одинаковой для воздушного заряда (дизель) и для топливно- воздушной смеси (карбюраторный двигатель).
При расчете двигателя с надувом в дальнейшем следует принять
и ,
где Тk – температура компрессора, К.
, К (1.17)
где nk – показатель компрессора, nk = 1,4 … 2,0 для центробежных нагнетателей.
Потери давления на впуске
С достаточной точностью потери давления на впуске могут быть определенны из уравнения:
, МПа (1.18)
где - коэффициент затухания скорости движения заряда;
- коэффициент сопротивления впускной системы;
- средняя скорость движения заряда в наиболее узком сечении впускной системы, м/с.
Сумма характеризует сопротивление впускной системы и принимается из диапазона 2,5 … 4,0. Скорость движения воздушного заряда в основном определяется скоростью вращения коленчатого вала, рабочим объемом двигателя и площадью наиболее узкого сечения впускной системы = 50 … 130 м/с.
Полученное значение ∆Рa должно укладываться в допустимые пределы:
для бензиновых двигателей ;
для дизелей .
Давление в конце впуска
, МПа. (1.19)