Соединения деталей с натягом

Соединения деталей с натягом— это напря­женные соединения, в которых натяг создается необходимой раз­ностью посадочных размеров насаживаемых одна на другую дета­лей. Для скрепления деталей используются силы упругости предварительно деформированных деталей.

Соединения можно разделить на две группы:

1) соединения деталей по цилиндрическим или коническим поверхностям, причем одна деталь охватывает другую (специальные соединительные детали отсутствуют, рисунок 2.39);

2) соединения деталей по плоскости с помощью стяжных колец или планок

Основное применение имеют соединения первой группы.

Взаимное смещение деталей предотвращается силами трения на поверхности контакта и взаимным направлением соединяемых деталей. Соединения с натягом могут воспринимать произвольно направленные силы и моменты.

Соединения деталей с натягом - student2.ru

а) б)

Соединения деталей с натягом - student2.ru

в) г)

Рисунок 2.39 – Соединения с натягом по цилиндрических поверхностям

Общим достоинством соединений с натягом является возмож­ность выполнения их для очень больших нагрузок и хорошее вос­приятие ими ударных нагрузок.

Цилиндрические и конические соединения просты в изготов­лении, обеспечивают хорошее центрирование, не требуют специ­альных крепежных деталей.

Недостатки:

1) сложность сборки и разборки (особенно внутри неразъемного корпуса), возможность ослабления посадки и повреждения посадочных поверхностей при разборке;

2) большое рассеивание прочности сцепления в связи с рассеиванием дейст­вительных посадочных размеров в пределах допусков;

3) трудность неразрушающего контроля.

Соединения имеют широкое применение при больших, особенно динамических нагрузках и отсутствии необходимости в частой сборке и разборке. Как известно, при динамических нагрузках некоторые соединения быстро отказывают.

Характер соединения определяется натягом , который выби­рают в соответствии с посадками, установленными стандартной системой предельных допусков и посадок. Сопротивления сдвигу при больших натягах достигают 10 000 кгс.

Для соединения тонкостенных деталей большие натяги не­применимы.

Способы соединения с натягом:

1) запрессовкой– простейший и высокопроизводительный способ, обеспечивающий возможность удобного контроля измерением силы запрессовки, но связанный с опасностью повреждения поверхностей и затрудняющий применение покрытий.

2) нагревом охватывающей деталитемпературы ниже температуры отпуска — способ, обеспечивающий повышение прочности сцепления более чем в 1,5 раза по сравнению с запрессовкой и особенно эффективный при больших длинах соединений;

3) с охлаждением охватываемой детали — способ, преимущественно применяемый для установки небольших деталей, например втулок в массивные корпусные детали, и обеспечивающий наиболее высокую прочность сцепления;

4) гидрозапрессовкой, т. е. нагнетанием масла под давлением в зону контакта, что резко снижает силу запрессовки; наибольшая эффективность гидрозапрессовки и распрессовки — в подшипниковых узлах и конических соединениях.

Расчет соединения включает определение необходимого натяга для обеспечения прочности сцепления и проверку прочности соединяемых деталей.

Необходимая величина натяга определяется потребным давле­нием на посадочной поверхности.

Давление Соединения деталей с натягом - student2.ru должно быть таким, чтобы силы трения ока­зались больше внешних сдвигающих сил.

При нагружении соединения осевой силой Соединения деталей с натягом - student2.ru (рисунок 2.40, а), условие прочности:

Соединения деталей с натягом - student2.ru Соединения деталей с натягом - student2.ru

а) б) в)

Рисунок 2.40 –Расчетная схема соединений с натягом

Соединения деталей с натягом - student2.ru

откуда требуемое давленик на поверхности контакта:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

где Соединения деталей с натягом - student2.ru коэффициент трения; Соединения деталей с натягом - student2.ru — диаметр и длина посадочной поверхности; Соединения деталей с натягом - student2.ru — коэффициент запаса сцепления.

При нагружении соединения крутящим моментом Соединения деталей с натягом - student2.ru (рисунок 2.40, б), условие прочности:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

откуда

Соединения деталей с натягом - student2.ru

При одновременном нагружении крутящим моментом Соединения деталей с натягом - student2.ru и сдвигаю­щей силой Соединения деталей с натягом - student2.ru (рисунок 2.40, в) расчет ведут по равнодействующей окруж­ной и осевой силе:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

откуда

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Эти формулы без коэффициента концентрации распространимы на обычные соединения, у которых Соединения деталей с натягом - student2.ru .

При нагружении соединения изгибающим моментом M на эпюру давлений от посадки накладывается эпюра давлений, характерная для изгиба (рисунок.), при этом половина момента воспринимается верхней, а другая половина — нижней половиной соединения.

Наибольшие давления (рисунок 2.41.) в соединении от изгибающего момента (по аналогии с изгибом):

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Рисунок 2.41 – Эпюра давлений в соединении при нагружении изгибающим моментом

Соединения деталей с натягом - student2.ru

где Соединения деталей с натягом - student2.ru - множитель, учитывающий серпообразный характер эпю­ры давлений по окружности цапфы;

Соединения деталей с натягом - student2.ru - момент сопротив­ления изгибу диаметрального сечения цапфы.

Согласно условию предотвращения раскрытия стыка и пере­грузки соединения допустимый изгибающий момент принимают:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

При этом Соединения деталей с натягом - student2.ru и давление на посадочной поверхности (в одной точке) снижается до Соединения деталей с натягом - student2.ru

Допустимый момент пропорционален квадрату длины, поэтому соединения, подверженные значительным изгибающим моментам, нельзя делать малой длины.

Посадочное давление Соединения деталей с натягом - student2.ru связано с расчетным натягом Соединения деталей с натягом - student2.ru зави­симостью Ляме, (рисунок 2.42, а):
Соединения деталей с натягом - student2.ru

где

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Соединения деталей с натягом - student2.ru – посадочный диаметр; Соединения деталей с натягом - student2.ru – диаметр отверстия охваты­ваемой детали (для сплошного вала Соединения деталей с натягом - student2.ru ); Соединения деталей с натягом - student2.ru — наружный диаметр охватывающей детали (ступицы); Соединения деталей с натягом - student2.ru — модули упругости материала охватываемой и охватывающей деталей соответственно; Соединения деталей с натягом - student2.ru и Соединения деталей с натягом - student2.ru – коэффициенты Пуассона материалов охватываемой и охватывающей деталей соответственно; для стали принимают Соединения деталей с натягом - student2.ru Соединения деталей с натягом - student2.ru , для чугуна Соединения деталей с натягом - student2.ru .

Примечание.

В действительности посадочное давление в соединениях, у которых вал, как обычно, длиннее ступицы, распределяется неравномерно по длине. В связи с тем, что выступающие из втулки участки вала затрудняют его деформацию, давления вблизи концов втулки возрастают.

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Рисунок 2.42 – Расчетная схема

Расчетный натяг Соединения деталей с натягом - student2.ru (рисунок 2.42, б) меньше измеряемого Соединения деталей с натягом - student2.ru , т. е. меньше разности диаметров охватываемой и охватывающей дета­лей, так как измерения производят по вершинам неровностей. Поправка представляет собой величину смятия микронеровностей:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

где Соединения деталей с натягом - student2.ru — высоты неровностей сопрягаемых поверхностей.

Прочность деталей соединения проверяют по наиболь­шему вероятностному натягу выбранной посадки. Этот натяг может быть значительно больше потребного. Эпюры распределе­ния нормальных напряжений: окружных Соединения деталей с натягом - student2.ru и радиальных Соединения деталей с натягом - student2.ru показаны на рисунке

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Рисунок 2.43 – Эпюры распределения напряжений в деталях соединений с натягом

Опасным элементом, как правило, является охватывающая деталь.

Наибольшие напряжения возникают у внутренней поверхно­сти охватывающей детали:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Наибольшие эквивалентные нап­ряжения:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Наибольшие напряжения у охва­тываемой детали возникают также на внутренней поверхности и яв­ляются сжимающими:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

Напряжения Соединения деталей с натягом - student2.ru и Соединения деталей с натягом - student2.ru не должны по возможности превышать пределы текучести материала соответствующих деталей.

Если при наибольшем вероятностном натяге возникают недо­пустимо большие пластические деформации,

то применяют подбор (комплектовку) деталей- селективную сборку.

Для некоторых деталей, например для колец подшипников качения, посадочный натяг ограничивают изменением диаметров свободной (непосадочной) поверхно­сти.Например, излишний натяг может существенно уменьшить радиальный зазор в подшипниках качения и даже привести к за­щемлению тел качения.

В области упругих деформаций уменьшение внутреннего диа­метра охватываемой детали после запрессовки (рисунок 2.43 ).

Соединения деталей с натягом - student2.ru

увеличение наружного диаметра охватывающей детали после за­прессовки:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

где Соединения деталей с натягом - student2.ru — давление.

Для сборки с помощью нагрева охватывающей или охлажде­ния охватываемой детали необходимую разность температур дета­лей определяют по формуле:

Соединения деталей с натягом - student2.ru

где Соединения деталей с натягом - student2.ru наибольший измеряемый натяг посадки, мкм;

Соединения деталей с натягом - student2.ru — необходимый зазор для удобства сборки, принимаемый обычно равным зазору посадки (движения), мкм;

Соединения деталей с натягом - student2.ru – коэффициент ли­нейного расширения, в среднем равный для стали 12·10-6.


Наши рекомендации