Основные параметры зубчатого цилиндрического колеса

Геометрические параметры Обозначение Расчетная формула
Высота головки ha ha = m
Высота ножки hr hf=1.25m
Высота зуба h h = h. + h= 2,25m
Делительный диаметр d d=mz
Диаметр вершин зубьев da da=d+2ha=m(z+2)
Диаметр впадин зубьев df df=d-2hf=m(z-2,5)
Окружной шаг Pt Pt= π m
Окружная толщина зуба St St=0.5Pt= 0.5π m
Окружная ширина впадины et et=0.5Pt= 0.5π m
Радиус кривизны переходной цилиндрической поверхности Rf Rf= 0,25m

Табл.3

Конструктивные параметры Расчетная формула
Ширина зубчатого венца b=(6/8)m
Толщина обода зубчатого венца δ1=(2,5/3)m
Наружный диаметр ступицы Dст=(1,6/1,8)DB
Толщина диска δ2=(3/3,6)m
Диаметр, определяющий расположение отверстий в диске D1=0,5(DK+Dст)
Диаметр отверстий в диске D0=(DK-Dст)/2,5/3
Длина ступицы Lст=1,5DB
Фаска 0,5mX45o
Размеры паза под шпонку Выбираются по таблицам ГОСТ 23360-78 в зависимости от
Примечание. Меньшие значения коэффициентов относятся к колесам, выполненным из стали, большие - из чугуна.

Если зубчатое колесо изготовлено так, что высота зуба h=2,25m, то колесо называется выполненным без смещения исходного контура (некоррегированное колесо). Если колесо изготовлено с высотой зуба h=2,25m, то колесо называется выполненным со смещением исходного контура (корригированное колесо).

Смещение исходного контура характеризуется коэффициентом смещения исходного контура, обозначаемым по ГОСТ 16531-70 буквой х. Для некоррегированного колеса коэффициент смещения исходного контура х=0.

При выполнении учебных чертежей обычно ориентируются на применение некоррегированных колес нормального эволвентного зацепления, параметры которых находятся в определенной зависимости от модуля т и числа зубьев (см. табл. 2).

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

В современном машиностроении применяются зубчатые колеса самых разнообразных конструкций, отличающиеся друг от друга технологией изготовления, материалом и конструктивными особенностями.

Конструктивные форма и размеры зубчатого колеса зависят от нагрузок, действующих на его зубья, требований технологии их изготовления, удобства монтажа и эксплуатации, уменьшения массы (веса) зубчатых колес, бесшумности работы и др.

Наиболее часто встречающиеся формы цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями представлены на рис. 1, д-ж.

Цилиндрическое зубчатое колесо малого диаметра (рис. 1, д-ж) обычно имеет форму сплошного цилиндра с отверстием для установки на вал.

При несколько большем диаметре колеса для облегчения его конструкции выполняются массивными только обод и ступица (втулка) с отверстием для вала. Остальная часть колеса представляет собой тонкий диск с отверстиями (или без отверстий). Диск может выполняться с ребрами жесткости.

Если диаметр колеса достаточно велик, диск заменяется несколькими спицами, соединяющими ободсо ступицей. Форма спиц может быть различной. Форма поперечного сечения спиц тоже различна: круглая, овальная, прямоугольная, двутавровая, крестообразная и др.

Колеса большого диаметра для удобства монтажа'и упрощения технологии изготовления иногда выполняют разъемными из двух половин, скрепляемых болтами (рис. 5, а).

Рис.5

Если в конструкции необходимо применить внутреннее зацепление, то большое колесо изготовляют с внутренними зубьями (рис. 5, б). Для поворота вала на какой-либо заданный угол применяют зубчатый сектор (рис. 5, в).

Зубья колес могут быть прямыми (рис. 5, а-в) косыми (рис. 5, г), шевронными и криволинейными (рис. 5, д). Термины, определения и обозначения элементов зубчатых передач установлены ГОСТ 16536-78 и ГОСТ 16561-76.

Рис. 5

Наши рекомендации