Подшипники качения представляют собой узел, основным элементом которого являются тела качения - шарики или ролики, установленные
Между кольцами (наружным и внутренним) и удерживаемые на определенном расстоянии друг от друга обоймой-сепаратором.
В процессе работы тела качения катятся по беговым дорожкам колец, одно из которых в большинстве случаев неподвижно.
Рис. Подшипники качения:
1- наружное кольцо; 2 - тела качения; 3 - внутреннее кольцо; 4 -
сепаратор
Подшипники качения стандартизованы и изготовляются в
массовом производстве на специализированных заводах.
Рис. Схема классификации подшипников качения,
Распределение нагрузки между
несущими телами качения подшипника
качения неравномерно и зависит от
величины радиального зазора в
подшипнике и от точности его деталей.
В отдельных случаях для уменьшения
радиальных размеров подшипника кольца отсутствуют, и тела качения
катятся непосредственно по цапфе и корпусу.
Рис.
Схема распределения
Подшипники качения стандартизованы
Нагрузки между несущими
Телами качения подшипника
Качения
и изготовляются в массовом
производстве на специализированных заводах..
В отдельных случаях
для уменьшения
радиальных
размеров
подшипника кольца отсутствуют, и тела
Рис.
Пример подшипника
Качения без колец
качения катятся
непосредственно по цапфе и корпусу.
Перед дефектацией подшипники
промывают и очищают.
Промывка производится в два этапа.
Вначале подшипник промывается в
бензине или керосине с применением волосяных щеток и деревянных скребков. Наиболее качественной является промывка в ультразвуковых ваннах.
После предварительной промывки
подшипники просушивают сухим сжатым
воздухом (при неподвижных кольцах).
Окончательно подшипники промываются в смеси чистого бензина и 6¼8%-ного
Рис.Схема ванны
раствора
минерального
масла
ультразвуковой мойки:
1 - моющий раствор; 2 -
(трансформаторного, МС-20, Мк-22). При этом удаляются загрязнения, не смытые
мембрана; 3 - пластина
при
предварительной
промывке,
и
преобразователя; 4 - обмотка
производится
кратковрекменная
тока высокой частоты
консервация подшипника на срок до трех суток.
Для удаления старой консистентной
смазки закрытые подшипники
загружаются в ванную с подогретым
трансформаторным маслом
(температура нагрева 95¼100оС) и
выдерживаются там в течение 5¼20 мин. В это время внутреннее кольцо закрытого подшипника периодически
проворачивается с помощью конусной деревянной пробки.
Рис.
Промывка закрытых
Подшипников
Разборные подшипники промываются в разобранном виде.
В условиях эксплуатирующих организаций
подшипники качения в подавляющем
большинстве случаев не ремонтируются, а
заменяются новыми. Ремонт возможен
только для некоторых типов подшипников, в основном для разборных.
Таким образом,основной ремонтной
операцией для подшипников качения является их дефектация.
Дефектация подшипника
состоит из: • осмотра,
• проверки на шум и легкость
вращения,
Рис.Разрушение
Шариков вследствие масляного голодания
Подшипника
• измерения радиального и
осевого зазоров,
• измерения размеров колец.
Рассмотрим типовые
дефекты подшипников качения.
Типовые дефекты подшипников качения:
• коррозия;
• цвета побежалости;
• бликовые отпечатки на беговых дорожках;
• усталостные выкрашивания метала (питтинг) на
телах качения и беговых дорожках колец;
• вмятины на беговых дорожках колец и телах
качения;
• ослабление или разрушение заклепок у
змейкового сепаратора;
• трещины, сколы, забоины на кольцах, телах
качения и сепараторах;
• увеличение (уменьшение) радиального или
осевого зазора, тугое вращение, шум при вращении.
Осмотром выявляется наличие трещин, усталостных
разрушений, забоин, вмятин, коррозии, износа.
Не допускаются к сборке подшипники, имеющие: • трещины или выкрашивание металла на кольцах и
телах качения;
• цвета побежалости;
• выбоины и отпечатки (лунки) на беговых дорожках
колец;
• очаги глубокой коррозии, чешуйчатые отслоения,
раковины; трещины, забоины и вмятины на сепараторе,
препятствующие плавному вращению подшипников,
выступание роликов из-за наружного кольца в конических подшипниках.
Рис.
Контроль подшипников
На заедание
Для выявления заеданий
наружное кольцо плавно
проворачивают от руки
сначала в одну сторону, а затем в другую. При этом
подшипник удерживается в горизонтальном положении за внутреннее кольцо (рис. ,а).
Количественным критерием легкости вращения является
число оборотов наружного
кольца до остановки при
определенном
раскручивающем импульсе.
Импульс раскрутки получается обычно с помощью груза на нити, падающего с определенной высоты (рис. ,б). Вес и высота падения груза определяются по
специальным формулам:
Gгр» 0,1 Gп;
h = 3pDп,
где Gп- вес подшипника;
Dп- диаметр наружного кольца
подшипника.
Специальных норм легкости