Проводим второе приближение по дальности полёта
Площадь миделя:
o начальная нагрузка на мидель:
o оптимальное значение угла наклона траектории в конце АУТ;
Значения углов наклона траектории на участках работы ДУ ступеней:
o
o
коэффициент учёта потерь скорости на преодоление аэродинамического сопротивления и противодавления атмосферы:
o
эффективное значение удельного импульса i-ой ступени:
потери скорости на преодоление гравитации:
Приращение скорости в результате работы ДУ i-ой ступени находим по формуле:
Конечная скорость ракеты в момент окончания АУТ:
Приращение высоты АУТ в результате работы ДУ маршевых ступеней:
где
·
Для первой ступени:
Для второй ступени:
Приращение дальности АУТ после окончания работы ДУ i-ой ступени:
Для первой ступени:
Для второй ступени:
Координаты ракеты в момент окончания работы ДУ маршевых ступеней:
Полная дальность полёта:
где
·
o радиус Земли [2, стр.86];
o один из параметров конца АУТ;
o гравитационная постоянная Земли [1, стр.57];
o
Таким образом:
Таким образом, полная расчетная дальность полёта:
Вычислим ошибку по дальности:
Так как ошибка по дальности превышает 2%, то необходимо провести коррекцию параметров УБР для компенсации рассогласования по дальности.
Для нахождения требуемых параметров, применяем линейную интерполяцию полученных результатов и принимаем значения для
Определение стартовой массы УБР в начале работы каждой ступени:
Определение необходимых масс топлива ступеней:
Определение необходимых масс конструкции ступеней:
Определение необходимых значений коэффициентов распределения относительных масс топлива:
Определение необходимых значений относительных масс конструкций ДУ ступеней ракеты:
Таким образом, найдены необходимые значения стартовых масс УБР и коэффициентов μi и αi.
Учитывая коррекцию параметров, найдем длины цилиндрических частей ДУ:
Далее, исходя из текущих значений длин цилиндрических частей ДУ и необходимости обеспечить горячее разделение ступеней, определяем длину ракеты, а также длину переходного отсека первой ступени. Помимо этого, сократим длину отсека полезной нагрузки: учитываем то, что объем приборного отсека – 0,35 м3, изменим длину носового обтекателя на 280 мм, а также изменим размер двигателя ДУ боевой ступени, исходя из плотности топлива 1,6 г/см3 – получим объем заряда – 0,074 м3. Для более удобного размещения тормозных двигателей в хвостовом отсеке первой ступени изменим его длину на 851 мм.
Получили:
Требуется:
Значение
Заключение
В заключении приведены сводки по рассчитанным параметрам УБР.
Таблица 5.1. Сводка по размерам
Величина | 1 ступень | 2 ступень |
диаметры передних полюсных отверстий силовых оболочек корпусов ДУ ступеней, мм | ||
диаметры задних полюсных отверстий силовых оболочек корпусов ДУ ступеней, мм | ||
длины цилиндрических частей силовых оболочек корпусов ДУ ступеней, мм | ||
длины передних днищ силовых оболочек корпусов ДУ ступеней, мм | ||
длины задних днищ силовых оболочек корпусов ДУ ступеней, мм | ||
длины юбок корпусов ДУ ступеней, мм | ||
диаметры каналов зарядов ступеней, мм | ||
диаметры критических сечений ДУ ступеней, мм | ||
диаметры выходных сечений сопел ДУ ступеней, мм | ||
длины сопел ДУ ступеней, мм | ||
глубины утопленности сопел ДУ ступеней, мм | ||
диаметры ступеней, мм | ||
диаметры входных сечений сопел ДУ ступеней, мм | ||
длины входных сечений сопел ступеней, мм | ||
длины хвостовых отсеков, мм | ||
длины переходных отсеков, мм | ||
длина отсека полезной нагрузки, мм | ||
диаметр ББ, мм | ||
длина ББ, мм | ||
длина носового обтекателя, мм | ||
Радиус притупления носка ББ, мм | ||
длина ракеты, мм |
Таблица 5.2. Сводка по массе
Величина | 1 ступень | 2 ступень |
Двигатель | ||
масса силового корпуса двигателя, кг | ||
масса «юбки» корпуса, кг | ||
масса фланцев, кг | ||
масса крышки воспламенительного устройства, кг | ||
масса заряда воспламенительного устройства, кг | ||
масса защитно-крепящего слоя, кг | ||
масса теплозащитного покрытия, кг | ||
масса силового корпуса ДУ, кг | ||
Сопловой блок | ||
силовой оболочки утопленной части сопла, кг | 9,372 | 4,347 |
масса ТЗП силовой оболочки утопленной части сопла, кг | 9,543 | 4,726 |
масса ТЗП облицовки, кг | ||
масса корпуса раструба, кг | ||
масса горловины сопла, кг | ||
масса привода, кг | ||
масса соплового блока, кг | ||
масса двигателя, кг | 759,031 | 328,304 |
масса сухого отсека, кг | 112,009 | |
масса БКС, кг | 10,323 | |
масса головного обтекателя, кг | ||
масса элементов монтажа, кг | 11,765 | |
стартовая масса в начале работы ступени, кг | 4772,016 | |
масса конструкции ДУ, кг | 269,85 | |
масса топлива ступени, кг | 3491,929 | |
масса конструкции ступени, кг | 470,344 | |
Головная часть | ||
масса полезной нагрузки ракеты, кг | 819,884 | |
заложенный заряд топлива БС, кг | 118,5 | |
остаток топлива платформы разведения, кг | 0,133 | |
масса боевого блока, кг | ||
масса боевого оснащения, кг | ||
масса платформы разведения, кг | ||
масса системы управления, кг | 103,66 | |
масса доводочного двигателя, кг | ||
масса конструкции БС, кг |
Таблица 5.2. Сводка по времени
Двигательные установки ступеней | ||
время работы первой ступени, с | ||
время работы второй ступени, с | ||
общее время работы ступеней, с | ||
ДУ платформы разведения | ||
время компенсации гарантированного промаха, с | ||
время первого маневра, с | ||
время второго маневра, с | 42,292 | |
время третьего маневра, с | 62,265 | |
полное время разведения боевых блоков по целям, с | ||
Список сокращений
· АУТ – активный участок траектории;
· ББ – боевой блок;
· БКС – бортовая кабельная сеть;
· БО – боевое оснащение;
· БС – боевая ступень;
· ВУ – воспламенительное устройство;
· ГЧ – головная часть;
· ДУ – двигательная установка;
· КСП ПРО – комплекс средств преодоления противоракетной обороны;
· МБР – межконтинентальная баллистическая ракета;
· ОНФП – оружие на новых физических принципах;
· ПФЯВ – поражающие факторы ядерного взрыва;
· РДТТ – ракетные двигатели твёрдого топлива;
· РК – ракетный комплекс;
· СУ – система управления;
· УБР – управляемая баллистическая ракета.
Список использованной литературы
1. Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. Часть 1: Учебное пособие / Ю.М.Николаев, С.Д.Панин, Ю.С.Соломонов, М.П.Сычёв. – М.: Издательство МГТУ им.Н.Э.Баумана, 1998. – 104с.: ил.
2. Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. Часть 2: Учебное пособие / Ю.М.Николаев, С.Д.Панин, Ю.С.Соломонов, М.П.Сычёв. – М.: Издательство МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2000. – 140с.: ил.