Подбор и проверочный расчет муфт. Kреж =1,3 – коэффициент режима работы;[2, с.23];
Ттр = Твых Kреж,
Kреж =1,3 – коэффициент режима работы;[2, с.23];
Ттр =314,871 ;
D=140 Н ; ; [3, с.409, табл.К26];
Муфта500 (ГОСТ 20742-93)
[3, с.409, табл.К26];
L=169
α=1 ͦ- угловое смещение
радиальное смещение =0,3
=3800об/мин
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ БНТУ 303115.017.ПЗ |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ БНТУ 303115.017.ПЗ |
Для всех шпоночных соединений принимаем призматические шпонки со скругленными концами. Материал шпонок – Сталь 45.
Расчет на смятие боковых граней шпонки выступающих из вала, проводим по формуле:
где: Т – крутящий момент на валу
d – диаметр вала
lр – рабочая длина шпонки:
l – полная длина шпонки [5, стр.125, табл. 10.1.2];
h – высота шпонки [5, стр.125, табл. 10.1.2];
t1 – глубина паза вала [5, стр.125, табл. 10.1.2];
=110…190 МПа – допускаемое напряжение при смятии;
Принимаем =140Мпа
;
;
;
:
,
=
d lр (h- t1)=
Ø55
= =20
Ø45
= =25
Ø26
= =43
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ БНТУ 303115.017.ПЗ |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
Эскизная компоновка редуктора
Эскизная компоновка устанавливает положение шестерни и колеса редукторной пары, элемента открытой передачи и муфты относительно опор (подшипников), определяет расстояние между точками приложения реакций подшипников быстроходного и тихоходного валов, а также точки приложения силы давления элемента открытой передачи и муфты. Расстояния между точками приложения реакций определяются конструктивно, учитываются необходимость экономии материала, возможность простой сборки редуктора и т.д.
Для редукторов общего назначения, окружная скорость которого не превышает 12,5 м/с, применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Для зубчатых передач смазывание окунанием допустимо до скорости скольжения 12 м/с.
Принимаем для смазывания индустриальное масло И-30А ГОСТ 20799-88.
Количество масла определяем из расчета 0,4...0,8 л на 1 кВт передаваемой мощности. Объём масляной ванны редуктора V=0,5∙5.631=2,8л.
Уровень погружения зубчатого колеса в масло определяется из неравенства (5…10)m<h<(1/6)da2
Исходя из размеров корпуса( длины и ширины), принимаем уровень масла равным 45мм.
Контроль уровня масла осуществляется при помощи фонового маслоуказателя. Для замены масла в корпусе предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической резьбой. Внутренняя полость корпуса сообщается с внешней средой путем установленной крышки-отдушины в верхней части крышки редуктора. Заливка масла осуществляется путем снятия крышки-отдушины.Для смазки подшипников применяем пластичную (консистентную) смазку, которая надёжно удерживается в узле и выдерживает высокие давления. Принимаем в качестве смазки солидол жировой ГОСТ 1033-79
[4, c. 203, табл. 9.14].
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
Номинальным размером называют размер изделия, полученный по расчёту или выбранный по конструктивным соображениям. Изготовленные изделия всегда имеют некоторые отклонения от начального размера.
Для того, чтобы изделие отвечало своему целевому назначению, его размеры должны выдерживаться между двумя допустимыми предельными размерами, разность которых образует допуск.
Зону между наибольшими и наименьшими предельными размерами называют полем допуска.
К различным соединениям предъявляют неодинаковые требования к условиям точности. Поэтому система допусков содержит 19 квалитетов: 01, 0, 1, 2,…, 17 (в порядке убывания точности). Характер соединения деталей называют посадкой. Посадку характеризует разность размеров деталей до сборки. Посадки могут обеспечить в соединении зазор и натяг. Посадки характеризуются наибольшими зазорами Smax и натягом Nmax.
Деталь, у которой положение поля допуска остаётся без изменения и не зависит от вида посадки, называют основной деталью системы. Если этой деталью является отверстие, то соединение выполнено в системе отверстия.
Основные отклонения обозначают буквами латинского алфавита:
-для отверстий- прописными А, В, С и т.д.
-для валов- строчными а, в, с и т.д.
Преимущественно назначают посадки в системе отверстия с основным отверстием Н, у которого ЕJ = 0.
Для посадок с зазором рекомендуют применять неосновные валы f, g, h; для переходных посадок—js, k, m, n; для посадок с натягом—p, r, s.
Допуск формы и расположения поверхностей указываем условными обозначениями по ГОСТ 25346-89.
Основные посадки (табл.10.13, стр.263[6]).
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
Посадка муфты на вал: H7/n6;
Посадка шкива на вал: H7/k6;
Посадка внутренних колец подшипников на вал: L0/k6;
Посадка крышек подшипников: H7/h8;
Посадка наружных колец подшипников в корпусе: H7/l0.
Шероховатость поверхностей по ГОСТ 2788-73.
Ra—среднее арифметическое отклонение профиля.
Rz—высота неровностей профиля по 10 точкам.
Rmax—наибольшая высота неровностей профиля.
Параметр Ra является основным для деталей в машиностроении.
Шероховатость Ra(мкм) рекомендуется:
3.2;6.3–поверхности рабочие на шпоночных пазах вала и ступицы;
1,6—поверхности валов под подшипники и ступицы зубчатых колёс, муфт.
0,4 –поверхности валов под резиновые манжеты;
12.5–нерабочие поверхности.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
Для разработки эскизного проекта необходимо знать осевые размеры деталей, в том числе подшипников, установленных на валы. Но точный подбор подшипников на этой стадии проектирования выполнить невозможно, так как не известны реакции опор (радиальные нагрузки, действующие на подшипники). Поэтому производится ориентировочный подбор подшипников по предварительно определенным диаметрам цапф валов.
Ведущий вал:
d, мм | D,мм | В, мм | r,мм | r1,мм |
Шариковый радиальный однорядный Подшипник 206 ГОСТ8338-75
Ведомый вал:
d, мм | D,мм | В, мм | r,мм |
Шариковый радиальный однорядный Подшипник 210 ГОСТ8338-75
Литература
1.Дунаев П.Ф., Леликов О.П., «Курсовое проектирование узлов деталей машин»: Учебное пособие для учащихся, Москва ,Академия, 2004 г.
2.Прикладная механика. Курсовое проектирование. Методическое пособие под редакцией А.Т. Скойбеды. Минск, БНТУ, 2010г
3.Шейнблит А.Е. «Курсовое проектирование деталей машин»,Москва «Высшая школа» 1991г.