Эскизное проектирование узла вала рабочего органа
Предварительный расчёт привода
Исходные данные:
; V=0,2 м/с;
Расчёт:
Номинальный момент на барабане:
Угловая скорость вращения вала барабана:
КПД привода:
Расчётная мощность двигателя:
Частота вращения вала барабана:
Возможный диапазон общего передаточного числа кинематической схемы привода: ;
Возможный диапазон частоты вращения вала электродвигателя:
Учитывая расчётную мощность и диапазон частоты вращения, выбираем двигатель 80А8/675; мощность Р=0,37 кВт, частота ,
Типоразмер двигателя | Число полюсов | Габаритные размеры, мм | Установочные и присоединительные размеры, мм | ||||||||
АИР80А | 296,5 | 204,5 | (10/12) |
Общее передаточное число привода равно передаточному отношению редуктора схемы:
Произведём разбивку:
Учитывая стандартный ряд принимаем: ;
Проверяем точность разбивки передаточных чисел:
Проверку выбранного двигателя на перегрузку производим по условию:
0,37 кВт > 0,27 к Вт – условие выполняется, следовательно, двигатель не будет перегружен.
Таблица исходных данных
№ вала | рад/с | |||
Проверка:
рад/с
Выбор стандартного редуктора
Редуктор заданного типа выбирается по передаточному числу и крутящему моменту на его выходном валу. Передаточное число редуктора было уже определено при выборе электродвигателя. Выбранный редуктор должен удовлетворять соотношению моментов , где номинальный вращающий момент на выходном валу редуктора; потребный (расчётный) крутящий момент на тихоходном валу редуктора, который определяется расчётом по формуле, :
Выбираем стандартный редуктор КЦ1-200-V-1-У2
186 > 171
Допускаемые нагрузки на двухступенчатые редукторы типа КЦ1
Допускаемые нагрузки | Типоразмер редуктора |
КЦ1-200 | |
Номинальный момент на выходном валу , Нм |
Редуктор КЦ1-200
Габаритные и присоединительные размеры редукторов типа КЦ1
Типоразмер редуктора | B | H | |||||||||||
КЦ1-200 | - | - | 194,5 |
Масса, кг | ||||||||||||
48,5 |
Эскизное проектирование узла вала рабочего органа
Крутящий момент, который нужно приложить к концу вала рабочего органа для создания заданного окружного усилия на рабочем органе конвейера
Наименьшее значение диаметра конца вала рабочего органа
Открытая зубчатая передача
Зубчатые механизмы являются наиболее распространённым в машиностроении и приборостроении видом механических передач. Их применяют для передачи вращательного движения с одного вала на другой или для преобразования вращательного движения в поступательное и изменения скорости вращения валов.
Модуль зацепления т, мм, определим из условия прочности зубьев на изгиб по обобщенной формуле:
где М - момент нагрузки на колесе, Н×м; YF - коэффициент, учитывающий форму зубьев для зубчатых колес внешнего зацепления (для зубчатых колес с z1 = 10…17 и 0 < хt < 0,5, YF = 3,5…4,3. Yb =1-b/180° - коэффициент, учитывающий наклон образующей зуба b; КF - коэффициент нагрузки (КF= 1,0 ... 1,2); [s]F - допускаемые напряжения изгиба (для термообработалных сталей типа 40Х [s]F = 280..340 МПа); ym= bW /т-коэффициент ширины зубчатого венца (для прямозубых колес ym = 10 ... 12, для косозубых колес ym = 12 ... 20).
Принимая средние значения коэффициентов и [s]F = 300 МПа,получим:
для прямозубых передач
Окончательно выбираем модуль из стандартного ряда:
первый предпочтительный ряд: 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20, 25; 32; 40 ... 100 мм;
второй ряд: 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9 мм и т.д.
Примем m = 5
Число зубьев колеса:
Число зубьев шестерни:
Диаметр отверстия колеса
Межосевое расстояние
Делительный диаметр d = Z ⋅m
Диаметр вершин зубьев d а = m⋅(Z + 2)
Диаметр впадин зубьев d f = m⋅ (Z − 2,5)
Радиальный зазор
Высота головки зуба h f = m = 5 мм
Высота ножки зуба h a = 1,25 m =6,25 мм
Высота зуба h = 2,25⋅m=11,25 мм
Нормальный шаг
Ширина венца зубчатого колеса
Диаметр обода
Толщина обода
Толщина диска зубчатого колеса
Длина ступицы
Наружный диаметр ступицы
Размер шпоночного паза в ступице колеса
Размеры фасок на окружности вершин колеса
Размер фасок в отверстии ступицы колеса
Неуказанные конусности 1:8
Неуказанные радиусы скруглений переходов
По диаметру вала 50 мм выбираем подшипник радиальный шариковый двухрядный сферический средней серии 1310, имеющий диаметр наружного кольца 110 мм и ширину 27 мм (прил. II). По диаметру 110 мм с учётом рекомендаций ГОСТ 1328.3–80 выбираем корпус УМ 110 (прил. III). С учётом серии подшипника и его посадочного диаметра на вал выбираем по таблице 12 диапазон диаметра заплечика для установки подшипника. В рассматриваемом случае получается от 60 до 63 мм.
По диаметру отверстия в корпусе с учётом диапазона диаметра заплечика подбираем крышку торцовую для корпуса. Крышки высокая (МВ) (табл. ПIII.7) и средняя (МС) (табл. ПIII.8)
не подходят, т.к. имеют отверстия под вал меньше значения диаметра запле-чика. Подходит крышка низкая (МН) с диаметром отверстия под вал 60 мм (табл. ПIII. 9):
Крышка МН 110 60 ГОСТ 13219.6 – 81.
С левой стороны корпуса устанавливаем такую же крышку. Для обеспечения совпадения диаметров вала и отверстия в крышке, ставим на валу втулку с наружным диаметром 60 мм, которая будет выполнять ещё и функцию буртика для полумуфты, насаживаемой на вал.
D | , min | , min | a, min | ||
Конец вала рабочего органа можно принять коническим . При таком решении будет одно достоинство этой конструкции – обе полумуфты применяемой муфты одного исполнения.
Диаметр болта, с помощью которого прижимаются торцовые крышки к корпусу подшипника, определяется диаметром отверстий в крышках и корпусе– 11 мм, а его длина обусловлена шириной корпуса, толщиной фланцев крышек и прокладок между корпусом и крышками, высотой гайки и толщиной шайбы пружинной. В рассматриваемой конструкции опоры применены болты нормальной точности класса прочности 5.8
Болт М 10 75. 58 ГОСТ 7798 70.
Для предотвращения вытекания смазки из подшипникового узла между торцами корпуса и крышками устанавливаются прокладки толщиной около
1 мм, изготавливаемые из картона прокладочного (ГОСТ 9347-74) или паронита (ГОСТ 481-80), а в крышки вставляются резиновые армированные манжеты (ГОСТ 8752-79). В рассматриваемом примере применены манжеты типа 1 (однокромочные) исполнения 1 (с механически обработанной кромкой) для вала диаметром 60 мм с наружным диаметром 85 мм из резины группы 1 (пригодной для работы при скорости скольжения до 10 )
Манжета 1. 1– 60 85 – 1 ГОСТ 8752-79
С учётом диаметра конца вала (48 мм) применена шайба 2 исполнения (прижимаемая болтом)
Шайба 7019-0633 ГОСТ 14734-69.
D | h | |
В правой опоре вала, в отличие от левой, одна из крышек глухая и для обеспечения возможности осевого перемещения подшипника относительно корпуса не ставятся кольца между торцами наружного кольца подшипника и крышек. Для исключения случайного сползания подшипника с вала при работе привода применена концевая шайба, размеры которой определились посадочным на вал диметром подшипника и диаметром заплечика для него.
Крышка ГН 110 ГОСТ 13219.2 – 81
Шайба 7019 – 0634 ГОСТ 14734 – 69.