Определение силы на приводной барабан со стороны тяговой ленты
натяжение ведущей (набегающей) ветви ленты, кН;
натяжение ведомой (сбегающей) ветви ленты, кН;
угол обхвата барабана лентой, рад.
Усилие с барабана на ленту передаётся за счёт силы трения между лентой и барабаном. Учитывая непостоянство коэффициента трения, принимают или . Здесь окружное усилие на барабане, кН (см. задание); коэффициент безопасности
Связь между силами натяжения ветвей ленты и силой трения выражается зависимостью или .
Силы натяжения ветвей ленты связаны между собой уравнением Эйлера
,
где коэффициент трения между лентой и барабаном выбирается по табли-це 15 с учётом условий работы конвейера: Х хорошие (чистые, закрытые, отапливаемые или охлаждаемые и вентилируемые помещения); С средние (производственные помещения без регламентированного контроля температуры и влажности); Т тяжёлые (на открытом воздухе с непосредственным воздействием атмосферных условий в период всего года).
Решая систему двух последних уравнений, получаем
; .
После переноса сил и на ось барабана получаем
Суммарная сила на барабан со стороны тяговой ленты
= =2,5 (кН)
где угол между направлениями векторов сил и , рад.
Суммарная сила распределяется поровну между ступицами барабана, и каждая из них прикладывается к валу по середине длины ступицы барабана.
4.2 Выбор тяговой ленты
1 – тканая прокладка; 2 – резиновая обкладка
Наибольшее распространение находят резинотканевые ленты, имеющие резинотканевый послойный тяговый каркас (1) и наружные резиновые обкладки (2), предохраняющие каркас от механических повреждений и от воздействия влаги и агрессивных сред по ГОСТ 20–85.
Необходимое по условию прочности ленты число прокладок зависит от растягивающего ленту усилия и прочности материала прокладок. Наибольшее допустимое число прокладок ленты ограничивается диаметром барабана, т.к. увеличение числа прокладок повышает жёсткость ленты и напряжение изгиба в ленте при огибании ею барабана. Нужно подобрать материал прокладок ленты, который удовлетворял бы условию прочности ленты и соответствовал бы заданному диаметру приводного барабана.
С учётом этих условий получаем для горизонтальных конвейеров
,
где D – диаметр барабана, мм;
F1 – натяжение ведущей ветви ленты, Н;
В – ширина ленты, мм;
SP1 – прочность ткани прокладки, Н/мм ширины ленты (табл. 16);
К1 – коэффициент, учитывающий свойство ткани прокладок;
КН – коэффициент неравномерности работы прокладок;
КСТ – коэффициент прочности стыкового соединения концов ленты (для вулканизированного стыка КСТ = 0,90 – 0,85);
КР – коэффициент режима работы конвейера.
Полученное расчётом число прокладок округляется до ближайшего целого значения.
4.3 Конструирование приводных барабанов
Литой барабан
Диаметр барабана D = 200 мм указывается в исходных данных задания на курсовое проектирование.
Ширина барабана b определяется в зависимости от заданной ширины ленты В по зависимости b = B + (150 – 200) мм.
Диаметр ступиц барабана . Расстояние между дисками барабана определяется по зависимости .
Толщину обода и дисков литого барабана принимают в зависимости от приведённого габарита барабана N = 2/3 (D+b) по графику
Для повышения жёсткости барабана между отверстиями в дисках располагаются рёбра толщиной, равной примерно .
Обод сварного барабана выполняют сваркой из вальцованного листа толщиной 6–8 мм в зависимости от диаметра барабана или изготавливают из трубы, если диаметр барабана согласуется с размерами стандартной трубы по ГОСТ 8732–78, которым предусматриваются трубы диаметром от 20 до 820 мм. При выборе трубы следует учесть припуск на обработку обода по наружному диаметру. Диски и рёбра выполняют из листа меньшей, чем обод, толщины.
Для уменьшения износа ленты при работе привода шероховатость обода приводного и отклоняющего барабанов любой конструкции должна быть не ниже .
4.4 Расчёт вала барабана на статическую прочность
При расчёте вала на статическую прочность направление сил и принимается таким, чтобы изгибающие вал моменты от этих сил совпадали по своему воздействию на вал .
Анализ расчётной схемы вала показывает, что опасными по прочности будут его сечения I и II. Изгибающие моменты в этих сечениях:
от сил М1 = Fr b;
от силы М 2 = FОЗП a;
М 3 =
Суммарные изгибающие моменты: в сечении I ;
в сечении II
Эквивалентные изгибающие моменты в этих сечениях по 3-й теории прочности ; .
Расчётный диаметр вала в этих сечениях, мм:
; .
В этом сечении суммарный изгибающий момент
Эквивалентный изгибающий момент ,
и расчётный диаметр вала в этом сечении
.
4.5 Расчёт подшипников вала барабана
по динамической грузоподъёмности
Рис. 17. Схема нагружения вала при расчёте подшипников
Для определения радиальных реакций опор вала составляем условия равновесия. Сумма моментов сил относительно опоры А ;
;
Отсюда
Сумма моментов сил относительно опоры В ;
;
Отсюда .
Эквивалентная радиальная динамическая нагрузка на опору А
,
где X – коэффициент радиальной динамической нагрузки на подшипник. При отсутствии осевой нагрузки X=1;
V – коэффициент вращения кольца. При подвижном относительно нагрузки внутреннем кольце подшипника (что имеет место в нашем случае) V=1;
коэффициент безопасности. При нагрузках, характерных для работы приводов ленточных конвейеров, = 1,2;
температурный коэффициент. При температуре узла до 100° .
С учётом принятых значений коэффициентов получаем
Ресурс принятых при предварительном проектировании подшипников, часов
.
Здесь динамическая радиальная грузоподъёмность принятых подшипников, Н ;
эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник, Н;
n частота вращения вала барабана, об/мин.
(ч)