Сцепные управляемые муфты

Сцепные управляемые муфты предназначены для соединения или разъединения валов (или валов и установленных на них деталей) на ходу или в неподвижном состоянии при помощи специальных механизмов управления. Они широко используются при частых пусках и остановках.

По способу передачи крутящего момента Т различают зубчатые и кулачковые (Т передается зацеплением), фрикционные (Т передается силой трения) и электромагнитные.

К этим муфтам относятся: кулачковые, зубчатые сцепные, фрикционные.

1. Кулачковая муфта состоят из двух полумуфт с торцевыми кулачками (выступами), входящими во впадины между кулачками сопряженных полумуфт, включение и выключение осуществляется осевым перемещением одной из полумуфт. Профили кулачков показаны на рисунке 12.14. Кулачковая муфта отличается малыми габаритами, простотой конструкцией, небольшой стоимостью. Их недостаток - недопустимость включения на быстром ходу без синхронизатора и износ кулачков.

Критериями работоспособности являются прочность и долговечность кулачков по изгибным и контактным напряжениям.

Сцепные управляемые муфты - student2.ru

Рисунок 12.14. Кулачковая муфта и профили кулачков

Условное контактное напряжение

Сцепные управляемые муфты - student2.ru ,

где D - средний диаметр кулачка, мм; Z - число кулачков; b и h – ширина по радиусу и высота кулачка, мм.

Изгибные напряжения

Gи Сцепные управляемые муфты - student2.ru [G]и,

где W - изгибающий момент сопротивления опасного сечения кулачка; k - коэффициент неравномерности работы кулачков: k=2...3.

Кулачковая муфта может работать и как постоянная муфта, если обе полумуфты жестко закреплены на валу.

2. Зубчатая сцепная муфта имеет внутренние зубья на одной полумуфте, а наружные на другой (рисунок 12.15). Если необходимо часто включать и выключать на ходу, используют синхронизатор.

Сцепные управляемые муфты - student2.ru

Рисунок 12.15. Зубчатая сцепная муфта

3. Фрикционная муфта передает крутящий момент за счет сил трения, создаваемых на рабочих поверхностях цилиндрической (рисунок 12.16, в), конической (рисунок 12.16, б) формы и торцах дисков (рисунок 12.16, а).

Необходимое давление на трущихся поверхностях создается с помощью механизмов включения различных конструкций. Из них наибольшее распространены кулачково-рычажные механизмы.

Основными критериями работоспособности фрикционных муфт являются: надежность сцепления, высокая износостойкость и теплостойкость трущихся поверхностей.

а)
в)
б)
Сцепные управляемые муфты - student2.ru Сцепные управляемые муфты - student2.ru Сцепные управляемые муфты - student2.ru

Рисунок 12.16

Эти муфты непригодны в тех случаях, когда требуется строгое соответствие угловых скоростей соединяемых валов т.к. при случайном проскальзывании муфты это условие нарушается. По условиям смазки муфты бывают масляные и сухие. Смазка служит для уменьшения износа, улучшения расцепления рабочих поверхностей и отвода тепла. В масляных муфтах трущиеся детали изготавливаются из закаленной стали. В сухих - применяют пары трения сталь - фрикционный металл, например, накладки из асбестопроволочной прессованной ткани, фрикционной пластмассы, металлокерамические покрытия. Основным критерием работоспособности фрикционной муфты является износостойкость трущихся поверхностей.

Работа сил трения при проскальзывании в момент пуска вызывает нагрев муфт. Поэтому их проверяют на нагрев.

Наши рекомендации