Подвижные компенсирующие муфты
Компенсирующие муфты обеспечивают надежную работу при наличии небольших осевых, радиальных и угловых смещений валов
Муфты не сглаживают резких изменений крутящих моментов и угловой скорости, но компенсируют возникающие из-за неточностей изготовления и монтажа, упругих и температурных деформаций, зазоров в опорах и других причин осевые, радиальные и угловые смещения валов.
К таким муфтам относятся: зубчатые, цепные, крестовые, шарнирные.
1. Зубчатая муфта с эвольвентным профилем, состоящая из двух втулок с внешними зубьями и скрепленных болтами двух обойм с внутренними зубьями (рисунок 12.5) ГОСТ 5006-55.
Рисунок 12.5. Зубчатая муфта
Зубчатым муфтам свойственна большая нагрузочная способность, компактность, технологичность, малые размеры. Зубчатые муфты широко применимы для соединения горизонтальных тяжело нагруженных валов d=40-560 мм при скорости до 25 м/с. Пределы допустимых смещений: осевые – 0,7...10,5мм, угловые – до 1º30'.
2. Цепная муфта состоит из двух полумуфт, звездочек, имеющих одинаковые числа зубьев, охватывающей их общей цепи и замкнутого кожуха, заполненного пластинчатой смазкой (рисунок 12.6) ГОСТ 20742-75. Применяются цепи роликовые однорядные и двухрядные, а также зубчатые. Компенсация смещений происходит за счет относительной податливости деталей цепи и их деформации. Муфты допускают перекосы до 1º и радиальное смещение до 1,2 мм. Муфты простой конструкции, отличаются малыми размерами. Из-за наличия угловых зазоров эти муфты нельзя применять при реверсивной работе привода (реверс будет сопровождаться ударами) и в приводах с большими динамическими нагрузками.
Рисунок 12.6. Цепная муфта
3. Крестовая или кулачково-дисковая муфта (рисунок 12.7) используется в основном для компенсации поперечного (радиального) смещения валов.
Рисунок 12.7. Кулачково-дисковая муфта
Муфта этого типа обеспечивает компенсацию небольших осевых и угловых смещений. Муфта состоит из двух полумуфт и промежуточного диска, у которого крестообразно расположены выступы (по одному с каждой стороны).
Муфта работает со значительным износом, поэтому основным критерием работоспособности является износостойкость рабочих поверхностей. Давление по длине граней принимают пропорциональным деформациям смятия. При отсутствии зазора давление на рабочей грани
.
С зазором
.
В последнее время изготовляют крестовую муфту с прокладками из пакета резины и металлических листов.
4. Шарнирная муфта(или шарнир Гука) предназначена для передачи крутящего момента между валами с пересекающимися осями (угол пересечения до 40º - 45º). Это возможно благодаря наличию двух шарниров с двумя взаимно перпендикулярными осями (рисунок 12.8).
|
|
Рисунок 12.8. Шарнирная муфта
Шарнирная муфта рассчитывается по напряжениям смятия в шарнирах и на прочность вилок и крестовины, или кольца.
Недостаток муфты - неравномерность вращения ведомого вала.