Обучение без имитации отказа мотора

Выбор площадки для вынужденной посадки, как и обучение маневру для захода на нее, не обязательно должны сопровождаться имитацией отказа мотора. Полет с имитацией отказа мотора носит по необходимости поверочный характер. Было бы, конечно, неплохо повторить такое упражнение несколько раз, но это возможно лишь тогда, когда на аэродроме летают два-три самолета, при массовых же полетах это могло бы привести к летным происшествиям.

Существует другой метод, позволяющий получить почти такие же результаты со значительно меньшей затратой времени и средств и вместе с тем в некотором отношении дающий более высокий эффект, чем при имитации отказа мотора. Это метод решения задач в полете. В полете инструктор передает курсанту по СПУ: «Мотор отказал — ваше решение?». Курсант должен осмотреться в течение 3—5 секунд, показать рукой площадку, на которую он стал бы садиться, и в каком направлении стал бы делать заход на нее. На самолете, оборудованном двусторонней связью (курсант — инструктор), курсант, кроме того, докладывает свое решение инструктору по СПУ, например: «Площадка справа впереди, около шоссе, до 200 метров иду прямо, затем левый разворот на 90°». Решение курсанта должно быть сформулировано кратко. Детали значения не имеют, а многословие обличало бы неясность мысли.

Указанный метод имеет то преимущество, что он осуществим в любое время, на любой высоте и в любой обстановке, прост организационно, заставляет курсанта все время ждать вопроса инструктора и поэтому наблюдать на протяжении всего полета не только за воздушным пространством, но и за изменяющейся обстановкой на земле. Инструктор не должен при этом методе задаваться вопросом, есть пригодная площадка или нет. В том случае, когда никакой площадки нет, например, если мотор откажет, когда самолет находится над городом или над лесом, курсант должен будет решить, куда лучше садиться при этих обстоятельствах, а если садиться невозможно, должен будет доложить инструктору о своем решении — в данной обстановке выброситься на парашюте.

Если курсант нерешителен и колеблется в выборе — это сразу отразится на технике пилотирования; ожидая вопроса инструктора, он будет излишне смотреть на землю и упускать то одно, то другое. Инструктор должен следить за курсантом, требовать от него, чтобы он уделял земле столько внимания, сколько нужно без ущерба для управления самолетом и для осмотрительности. Курсант научится этому довольно быстро, а инструктор будет спокоен, что в самостоятельных полетах курсант будет правильно распределять внимание между самолетом, воздухом и землей.

Курсанта следует приучить принимать решения быстро и без колебаний — чаще всего лучшим местом посадки бывает именно то, которое было выбрано первый раз, когда пилот находился на большой высоте и располагал лучшими возможностями обзора местности. С меньшей высоты он лучше видит только характер самой поверхности площадки.

Курсанты должны уметь реагировать не только на отказы материальной части, но и на изменение погоды. Инструкторы иногда летают с курсантами в такую погоду, в которую курсантов одних выпускать нельзя (высота облачности, сила ветра, сила рему, видимость). Инструкторы должны объяснять курсанту, что во время самостоятельной тренировки в случае неожиданного изменения погоды и приближения ее к такой, в которую они с курсантом летят в данный момент, нужно прекращать выполнение самостоятельно полета и возвращаться на аэродром.

Парашютная подготовка

Курсант-пилот совершает на учебном самолете обязательный прыжок с парашютом. Этому предшествует курс внеполетной и наземной подготовки, состоящий из изучения парашюта, правил его хранения и ухода, техники укладки парашюта и тренировки в подготовительных действиях к прыжку. Методика парашютной подготовки достаточно разработана специалистами и мы на ней не останавливаемся.

Следует лишь сказать об отношении к парашюту со стороны инструктора и курсантов. Иногда встречается такой ложный взгляд: не следует подчеркивать необходимость содержать парашют наготове и требовать, чтобы в любой момент пилот мог привести его в действие, так как это невольно порождает недоверие к технике и людям, в руках которых она находится. Подобный взгляд совершенно неправилен. Если бы полет не представлял никакой опасности, парашют не был бы нужен и не вводился бы в комплект обязательного снаряжения экипажа в полете. Летная обстановка, которая вынуждает применить парашют, меняется очень быстро, и если не быть наготове, можно не успеть привести парашют в действие. Поэтому курсант обязан твердо помнить: парашют всегда должен быть в полной готовности, чтобы в любое мгновение можно было бы применить его.

Серьезное отношение со стороны постоянного состава к парашюту и его применению повысит у курсанта чувство спокойствия за свою безопасность. Поэтому вся учебная подготовка курсанта, а затем уход, проверка, надевание, подгонка парашюта должны быть примером образцовой аккуратности. Курсанту должно прививаться такое отношение к значению парашюта, которое ему придается государством, тратящим немалые средства, чтобы обеспечить летному составу и пассажирам безопасность и сохранение жизни и здоровья во всех без исключения случаях полета.




СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Глава первая  
Пилотажная зона .......... .......
Преимущества зоны .................
Размещение зон ...................
Маршруты в зоны ..................
Посадочные площадки в зонах .............
Основные правила полетов в зону ............
Обеспечение безопасности при полетах в зону........
Привитие навыков визуальной ориентировки.........
  Глава вторая  
Виражи .....................
Понятие о виражах ..................
Техника выполнения виражей.............
Наземная подготовка .................
Обучение в полете ..................
Спираль.....................
Восьмерка ....................
  Глава третья  
Фигурный пилотаж .................
Пикирование....................
Горка .....................
Боевой разворот..................
Петля Нестерова ..................
Переворот ....................
Бочка .....................
Полупетля .....................
Поворот на горке...................
  Глава четвертая  
Штопор ....................
Штопор произвольный и непроизвольный..........
Особенности штопора в учебном отношении .........
Техника выполнения штопора ..............
Наземная подготовка .................
Обучение в полете .................
Дополнительные мероприятия по предотвращению непроизвольного срыва в штопор ..................
  Глава пятая  
Групповые полеты ..................
Техника пилотирования в строю .............
Вождение строя ...................
Наземная подготовка .................
Обучение в полете ..................
  Глава шестая  
Полеты по приборам .................
Особенности пилотирования по приборам .........
Методика обучения пилотированию по приборам.......
Различия в навыках открытого и слепого полетов.......
Наземная подготовка .................
О вестибулярном аппарате ...............
Запаздывание приборов ................
Изучение показаний приборов ..............
Распределение и переключение внимания в слепом полете ....
Действия рулей ...................
Подготовка самолета к полету по приборам.........
Обучение в полете .................
  Глава седьмая  
Элементы воздушной навигации..............
Визуальная ориентировка и применение магнитного компаса в самолетовождении ..................
Объем навигационной подготовки пилотов .........
Техника визуальной ориентировки ............
Применение магнитного компаса в самолетовождении.....
Общие правила наземной подготовки к полетным упражнениям . .
Проверка знаний по основам самолетовождения........
Ознакомительный маршрутный полет по магнитному компасу . .
Ознакомительный полет на визуальную ориентировку.....
Учебные маршрутные полеты..............
Метеорологическое обеспечение полетов ..........
Как выбирать высоту полета...............
Обеспечение безопасности в маршрутном полете...... .
  Глава восьмая  
Действия в особых случаях в полете............
Методика обучения действиям в особых случаях .......
Техническое воспитание курсантов............
Наземная подготовка ................
Обучение в полете . . . ...............
Парашютная подготовка . . . . . . .


Наши рекомендации