Обучение без имитации отказа мотора
Выбор площадки для вынужденной посадки, как и обучение маневру для захода на нее, не обязательно должны сопровождаться имитацией отказа мотора. Полет с имитацией отказа мотора носит по необходимости поверочный характер. Было бы, конечно, неплохо повторить такое упражнение несколько раз, но это возможно лишь тогда, когда на аэродроме летают два-три самолета, при массовых же полетах это могло бы привести к летным происшествиям.
Существует другой метод, позволяющий получить почти такие же результаты со значительно меньшей затратой времени и средств и вместе с тем в некотором отношении дающий более высокий эффект, чем при имитации отказа мотора. Это метод решения задач в полете. В полете инструктор передает курсанту по СПУ: «Мотор отказал — ваше решение?». Курсант должен осмотреться в течение 3—5 секунд, показать рукой площадку, на которую он стал бы садиться, и в каком направлении стал бы делать заход на нее. На самолете, оборудованном двусторонней связью (курсант — инструктор), курсант, кроме того, докладывает свое решение инструктору по СПУ, например: «Площадка справа впереди, около шоссе, до 200 метров иду прямо, затем левый разворот на 90°». Решение курсанта должно быть сформулировано кратко. Детали значения не имеют, а многословие обличало бы неясность мысли.
Указанный метод имеет то преимущество, что он осуществим в любое время, на любой высоте и в любой обстановке, прост организационно, заставляет курсанта все время ждать вопроса инструктора и поэтому наблюдать на протяжении всего полета не только за воздушным пространством, но и за изменяющейся обстановкой на земле. Инструктор не должен при этом методе задаваться вопросом, есть пригодная площадка или нет. В том случае, когда никакой площадки нет, например, если мотор откажет, когда самолет находится над городом или над лесом, курсант должен будет решить, куда лучше садиться при этих обстоятельствах, а если садиться невозможно, должен будет доложить инструктору о своем решении — в данной обстановке выброситься на парашюте.
Если курсант нерешителен и колеблется в выборе — это сразу отразится на технике пилотирования; ожидая вопроса инструктора, он будет излишне смотреть на землю и упускать то одно, то другое. Инструктор должен следить за курсантом, требовать от него, чтобы он уделял земле столько внимания, сколько нужно без ущерба для управления самолетом и для осмотрительности. Курсант научится этому довольно быстро, а инструктор будет спокоен, что в самостоятельных полетах курсант будет правильно распределять внимание между самолетом, воздухом и землей.
Курсанта следует приучить принимать решения быстро и без колебаний — чаще всего лучшим местом посадки бывает именно то, которое было выбрано первый раз, когда пилот находился на большой высоте и располагал лучшими возможностями обзора местности. С меньшей высоты он лучше видит только характер самой поверхности площадки.
Курсанты должны уметь реагировать не только на отказы материальной части, но и на изменение погоды. Инструкторы иногда летают с курсантами в такую погоду, в которую курсантов одних выпускать нельзя (высота облачности, сила ветра, сила рему, видимость). Инструкторы должны объяснять курсанту, что во время самостоятельной тренировки в случае неожиданного изменения погоды и приближения ее к такой, в которую они с курсантом летят в данный момент, нужно прекращать выполнение самостоятельно полета и возвращаться на аэродром.
Парашютная подготовка
Курсант-пилот совершает на учебном самолете обязательный прыжок с парашютом. Этому предшествует курс внеполетной и наземной подготовки, состоящий из изучения парашюта, правил его хранения и ухода, техники укладки парашюта и тренировки в подготовительных действиях к прыжку. Методика парашютной подготовки достаточно разработана специалистами и мы на ней не останавливаемся.
Следует лишь сказать об отношении к парашюту со стороны инструктора и курсантов. Иногда встречается такой ложный взгляд: не следует подчеркивать необходимость содержать парашют наготове и требовать, чтобы в любой момент пилот мог привести его в действие, так как это невольно порождает недоверие к технике и людям, в руках которых она находится. Подобный взгляд совершенно неправилен. Если бы полет не представлял никакой опасности, парашют не был бы нужен и не вводился бы в комплект обязательного снаряжения экипажа в полете. Летная обстановка, которая вынуждает применить парашют, меняется очень быстро, и если не быть наготове, можно не успеть привести парашют в действие. Поэтому курсант обязан твердо помнить: парашют всегда должен быть в полной готовности, чтобы в любое мгновение можно было бы применить его.
Серьезное отношение со стороны постоянного состава к парашюту и его применению повысит у курсанта чувство спокойствия за свою безопасность. Поэтому вся учебная подготовка курсанта, а затем уход, проверка, надевание, подгонка парашюта должны быть примером образцовой аккуратности. Курсанту должно прививаться такое отношение к значению парашюта, которое ему придается государством, тратящим немалые средства, чтобы обеспечить летному составу и пассажирам безопасность и сохранение жизни и здоровья во всех без исключения случаях полета.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Глава первая | |
Пилотажная зона .......... ....... | |
Преимущества зоны ................. | |
Размещение зон ................... | |
Маршруты в зоны .................. | |
Посадочные площадки в зонах ............. | |
Основные правила полетов в зону ............ | |
Обеспечение безопасности при полетах в зону........ | |
Привитие навыков визуальной ориентировки......... | |
Глава вторая | |
Виражи ..................... | |
Понятие о виражах .................. | |
Техника выполнения виражей............. | |
Наземная подготовка ................. | |
Обучение в полете .................. | |
Спираль..................... | |
Восьмерка .................... | |
Глава третья | |
Фигурный пилотаж ................. | |
Пикирование.................... | |
Горка ..................... | |
Боевой разворот.................. | |
Петля Нестерова .................. | |
Переворот .................... | |
Бочка ..................... | |
Полупетля ..................... | |
Поворот на горке................... | |
Глава четвертая | |
Штопор .................... | |
Штопор произвольный и непроизвольный.......... | |
Особенности штопора в учебном отношении ......... | |
Техника выполнения штопора .............. | |
Наземная подготовка ................. | |
Обучение в полете ................. | |
Дополнительные мероприятия по предотвращению непроизвольного срыва в штопор .................. | |
Глава пятая | |
Групповые полеты .................. | |
Техника пилотирования в строю ............. | |
Вождение строя ................... | |
Наземная подготовка ................. | |
Обучение в полете .................. | |
Глава шестая | |
Полеты по приборам ................. | |
Особенности пилотирования по приборам ......... | |
Методика обучения пилотированию по приборам....... | |
Различия в навыках открытого и слепого полетов....... | |
Наземная подготовка ................. | |
О вестибулярном аппарате ............... | |
Запаздывание приборов ................ | |
Изучение показаний приборов .............. | |
Распределение и переключение внимания в слепом полете .... | |
Действия рулей ................... | |
Подготовка самолета к полету по приборам......... | |
Обучение в полете ................. | |
Глава седьмая | |
Элементы воздушной навигации.............. | |
Визуальная ориентировка и применение магнитного компаса в самолетовождении .................. | |
Объем навигационной подготовки пилотов ......... | |
Техника визуальной ориентировки ............ | |
Применение магнитного компаса в самолетовождении..... | |
Общие правила наземной подготовки к полетным упражнениям . . | |
Проверка знаний по основам самолетовождения........ | |
Ознакомительный маршрутный полет по магнитному компасу . . | |
Ознакомительный полет на визуальную ориентировку..... | |
Учебные маршрутные полеты.............. | |
Метеорологическое обеспечение полетов .......... | |
Как выбирать высоту полета............... | |
Обеспечение безопасности в маршрутном полете...... . | |
Глава восьмая | |
Действия в особых случаях в полете............ | |
Методика обучения действиям в особых случаях ....... | |
Техническое воспитание курсантов............ | |
Наземная подготовка ................ | |
Обучение в полете . . . ............... | |
Парашютная подготовка . . . . . . . |