Занятие: Приборы смазочной системы
План проведения занятий по Устройству автомобилей
Преподаватель: Приданчук В. А.
Дата:
Группы:
Раздел: Система смазки двигателей.
Занятие: Приборы смазочной системы.
1.Распределение бюджета времени на занятие:
1. Проверка присутствующих – 3 минуты.
2. Опрос студентов по предыдущему материалу – 15 минут.
3. Изложение нового материала, запись в конспект – 48 минут.
4. Закрепление нового материала – 15 минут.
5. Подведение итогов – 7 минут.
6. Задание на дом – 3 минуты.
Итого: 90 минут.
2.Учебно-наглядные пособия:
- Слайды, плакаты
- Мультимедия, компьютер
- Учебные элементы
- Лектор 2000
3.Опрос студентов:
-Вопросы:
1) Какие обязательные элементы должны быть в смазочных системах двигателях?
2) Особенности подвода масла к наиболее нагруженным деталям двигателя: ГАЗ-53-11, ЗИЛ 508.10,КАМАЗ-740.10, ЯМЗ-236М.
4.Закрепление нового материала:
1. Выдаю учебный элемент № . Изучаем и отвечаем.
2. Разбираем правильность ответов.
3. Выставляем оценки.
5.Задание надом:
1. Заполнить тетрадь для лабораторных работ по пройденной теме.
2. Повторить пройденный материал.
3. Не забываем про конструкторские разработки.
6. Звонок:
ВСЕМ ДОСВИДАНИЯ, ДЕЖУРНЫЕ ОСТАТЬСЯ!
Подпись преподавателя:____________________
Приборы системы смазки
| |||||
|
| ||||
МАСЛОПРИЕМНИКИ
Маслоприемники служат для забора масла из поддона двигателя. Маслоприемник, как правило, крепиться на насосе и является первичным фильтром, так как масло может попасть внутрь трубки 19, только пройдя через фильтрующую сетку 21. Сетка удерживается в корпусе 18 пружиной 20. На корпусе есть ребра, в которые кромкой упирается сетка, образуя щели между нею и корпусом. Если фильтрующая сетка засорена, то масло поступает в трубку 19 через щели.
Масляный насос
Для подачи масла под давлением к трущимся частям двигателя служит масляный насос.
На автомобилях применяют шестеренчатые масляные насосы:
Масляные насосы по числу секций:
Из 2-ух шестерен (односекционные): Из 2-ух пар шестерен (двухсекционные):
Масляный насос двигателя ВАЗ классика односекционный с шестернями наружного зацепления:
1-сетка; 2-патрубок; 3-клапан; 4-пружина; 5-крышка; 6, 8, 11-шестерни; 7-корпус; 9-ось; 10-вал
Масляный насос двигателя ВАЗимеет две шестерни наружного зацепления. К корпусу 7 насоса через крышку 5 прикреплен маслоприемный патрубок 2 с фильтрующей сеткой 1 и редукционным клапаном 3. ведущая шестерня 8 напрессована на ведущем валу 10 насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси 9, запрессованной в корпусе насоса. При вращении шестерен создается разряжение, масло через фильтрующую сетку и патрубок поступает под крышку 5 насоса и через отверстие в крышке – в полость разрежения корпуса насоса. Масло, заполняющее впадины между зубьями шестерен, переносится в полость нагнетания, а оттуда поступает в приемный канал блока цилиндров двигателя. При повышении давления масла в смазочной системе более допустимого редукционный клапан 3 открывается, перепуская при этом часть масла из полости нагнетания в маслоприемный патрубок 2, и давление в системе не повышается. Давление открытия редукционного клапана не регулируется. Оно обеспечивается его пружиной 4. Ведущему валу 10 насоса вращение передается с помощью шестерни 11 вала привода масляного насоса, который приводится цепной передачей от коленчатого вала двигателя. Масляный насос установлен внутри масляного поддона и прикреплен двумя болтами к блоку цилиндров.
Масляный насос переднеприводного двигателя ВАЗ, односекционный с шестернями внутреннего зацепления:
1-корпус; 2,3-шестерни; 4-клапан; 5-пружина; 6-манжета; 7-крышка; 8-маслоприёмник; 9-выступ; 10-вал.
Масляный насос автомобилей ВАЗ 2108 и 2109 имеет две шестерни внутреннего зацепления. Корпус насоса отлит из чугуна. Он имеет две полости (всасывания и нагнетания), которые разделены между собой выступом 9. Ведущая и ведомая шестерни изготовлены из спеченного материала и размещены внутри корпуса. Ведущая шестерня 3 установлена на переднем конце коленчатого вала 10, который уплотняется в крышке насоса манжетой 6. К корпусу прикреплены маслоприемник с фильтрующей сеткой и крышка. Крышка 7 насоса отлита из алюминиевого сплава. В ней размещен редукционный клапан 4, давление срабатывания которого обеспечивается пружиной 5.
При вращении шестерен масло через маслоприемник поступает во всасывающую полость насоса. Оно заполняет впадины между зубьями шестерен, переносится в полость нагнетания и под давлением направляется в приемный канал блока цилиндров. Редукционный клапан срабатывает при возрастании давления выше допустимого и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса во всасывающую. Подача насоса равно 34 л/мин, при частоте вращения ведущей шестерни 6000мин (в -1 степени), а создаваемое давление – 0,5 МПа.
На грузовых же автомобилях чаще применяются двухсекционные насосы:
Каждая пара зубчатых колес двухсекционного насоса размещается в корпусе верхней секции насоса и корпусе нижней секции насоса, разделенных между собой промежуточной крышкой. Ведущие шестерни, соответственно верхней и нижней секций, с помощью шпонок крепятся на валу насоса, который приводится в действие от распределительного вала. В корпусе каждой секции на осях свободно установлены ведомые шестерни, которые в паре с ведущими шестернями вращаются в своих корпусах с минимальными радиальными и торцовыми зазорами.
Необходимое давление масла, создаваемое верхней секцией насоса, на входе в главную смазочную магистраль поддерживается редукционным клапаном, отрегулированным на определенное давление и состоящим из плунжера и пружины, закрытых пробкой.
У двигателя ЗИЛ 508.10 редукционный клапан, расположенный в промежуточной крышке, открывается при давлении 0,32 МПа.
Давление масла, нагнетаемого нижней секцией насоса в радиатор, поддерживается шариковым перепускным клапаном, отреryлированным на давление 0,12-0,15 Мпа.
Классификация масляных фильтров
Масляные фильтры служат для очистки масла от механических примесей. Тщательная фильтрация значительно повышает надежность двигателя.
При работе масло загрязняется частицами металла, нагара и пыли, проникающей в картер. Эти механические примеси, попадая вместе с маслом к трущимся деталям, увеличивают их износ и поэтому должны быть удалены из масла.
Масляные фильтры подразделяются:
· По глубине очистки
· По способу установки в системе смазки и количеству масла, которое через них сочится.
1. По глубине очистки
|
|
|
| |||||
УСТРОЙСТВО ПОЛНОПОТОЧНОГО МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА ТОНОКОЙ ОЧИСТКИ АВТОМОБИЛЯ «Волга»
Фильтр состоит из корпуса, сливной трубки, фильтрующего элемента, пружины и крышки, которая болтом крепится к корпусу. Сливная трубка приварена к болту.
Масло, нагнетаемое насосом, по маслопроводу подводится к фильтру, просачивается через микропоры фильтрующего элемента, проходит через многочисленные отверстия внутрь сливной трубки и по каналу в привалочной плоскости корпуса поступает в блок цилиндров.
В сливной трубке установлен перепускной клапан с пружиной. Он вступает в работу и перепускает неочищенное масло в блок цилиндров при засорении фильтрующего элемента.
Пробка служит для удаления отстоя из корпуса фильтра.
В корпус фильтра ввернут датчик указателя давления масла в системе, а внизу корпуса датчик лампы аварийного давления масла. На современных двигателях устанавливают полнопоточные фильтры центробежной очистки масла или фильтры со сменным фильтрующим элементом. Такие фильтры могут быть разборными или неразборными. Реже на двигателях устанавливают неполнопоточные фильтры. Полнопоточным называется фильтр, у которого все масло, перекачиваемое насосом, проходит через фильтр. Неполнопоточным называются фильтр, через который проходит только часть масла, примерно 10…20% Фильтры тонкой очистки масла с бумажными фильтрующими элементами. Такие фильтры обеспечивают очистку масла от Механических частиц размером до 0.001 мм. В зависимости от материала фильтрующего элемента они делятся: на бумажные, картонные, фильтры с поглощающими маслами. Очистка масла от механических примесей происходит при продавливании его через поры бумажного фильтрующего элемента. При засорении элемента возрастает сопротивление продавливанию масла и , если перепад давления в магистрали до и после фильтра достигает 0.25..0.30 МПа , что происходит при чрезмерном загрязнении элементов фильтра и при повышении вязкости масла открывается перепускной клапан.
Устройство полнопоточного масляного фильтра автомобиля ВАЗ:
1 – корпус; 2 – днище; 3, 5 – клапаны; 4, 6 – отверстия; 7 – кольцо; 8 – крышка; 9 – фильтрующий элемент.
В корпусе 1 фильтра находится бумажный фильтрующий элемент 9 со специальной вставкой из вискозного волокна. Нагнетаемое насосом масло поступает через отверстия 6 в днище 2 в наружную полость фильтра, проходит через поры фильтрующего элемента 9, очищается в нем и выходит в масляную магистраль блока цилиндров из центральной части фильтра через отверстие 4. При сильном загрязнении фильтра, а также при повышенной вязкости масла открывается перепускной клапан 5 масляного фильтра, имеющий пружину, и неочищенное масло из фильтра поступает в масляную магистраль. Противодренажный клапан 3, выполненный в виде манжеты из специальной малостойкой резины, пропуская масло в фильтр, предотвращает вытекание его из смазочной системы в масляный поддон при неработающем двигателе. Это позволяет ускорить подачу масла к трущимся поверхностям деталей двигателя после его пуска.
Масляный фильтр крепится к блоку цилиндров на специальном резьбовом штуцере, для чего в днище фильтра имеется резьбовое отверстие 4. Резиновое кольцо 7, надетое на крышку 8, обеспечивает герметичность установки фильтра на блоке цилиндров двигателя.
Устройство и работа фильтра центробежной очистки масла
В процессе работы двигателя свойства масла постепенно ухудшаются: повышается его вязкость и маслянистость. Масло загрязняется твердыми механическими примесями, состоящими из нагара и мельчайших металлических частиц, которые появляются в масле в результате износа деталей. Кроме того , масло загрязняется смолами и продуктами окисления.
Фильтр центробежной очистки (центрифуга) - предназначен для очистки масла от механических примесей.
Фильтр центробежный с реактивным приводом.
Центробежные фильтры могу быть полнопоточными и неполнопоточными.
Полнопоточный центробежный фильтр автомобиля ЗМЗ - включается в систему смазки параллельно и через него проходит только часть масла, нагнетаемого в систему смазки насосом; после очистки масло сливается в поддон картера.
Полнопоточный фильтр состоит из корпуса(1), закрытого стальным штампованным кожухом (5)
кожух установлен на прокладке и затянут барашковой гайкой (4) на центральном стержне (3), закрепленном в корпусе.
На стержне под кожухом установлен ротор с вращающимся колпаком (6)
Под ротором расположен упорный шарикоподшипник (9).
Осевые перемещения ротора на стержне ограничиваются упорной шайбой с гайкой (10).
Снизу в основание ротора ввернуты жиклеры (2) с противоположно направленными отверстиями, и фильтрующая сетка.
Принцип действия центробежного фильтра автомобиля ЗМЗ:
Масло, нагнетаемое к фильтру насосом через канал в стержне, поступает в полую ось ротора, а затем внутрь колпака.
Пройдя через фильтрующую сетку, масло подводится к жиклерам.
Струи масла, выбрасываемые под давлением через жиклеры, вращают ротор.
При вращении ротора тяжелые частицы загрязняющие масло, отбрасываются на стенки колпака, на которых и оседают.
Очищенное масло сливается в поддон картера двигателя.
Центробежный фильтр тонкой очистки масла автомобиля ЗИЛ- включается последовательно в систему смазки, и через него проходит все масло, поступающее от насоса. Основная часть масла, очищаемого в фильтре, поступает в масляную магистраль, а небольшая часть масла, расходуемая на привод ротора фильтра, сливается в масляный поддон.
Неполнопоточный фильтр состоит из корпуса(12), кожуха (7)
Кожух закреплен на прокладке и затянут гайкой.
На оси (8) под кожухом установлен ротор (3) с вращающимся колпаком (4)
Снизу в основание ротора ввернуты жиклеры (2), направляющие струи масла в противоположные стороны.
Перед жиклерами установлен сетчатый фильтр(5) для предварительной очистки масла.
Полая ось ротора имеет радиальные отверстия для прохождения масла и соединяется с каналом (1) который выводит очищенное масло в распределительную камеру масляной магистрали. Канал (1) соединен с перепускным клапаном (13).
Принцип действия центробежного фильтра тонкой очистки масла:
Масло от насоса подается по каналу (11) под вставку (6) фильтра. Часть масла, пройдя сетчатый фильтр, поступает к двум жиклерам. Другая часть масла , попадая под колпак, подвергается центробежной очистки при вращении ротора. Очищенное масло , обогнув сверху ставку, подается в радиальные отверстия оси, а затем через трубку(9) и отверстие (1) поступает в распределительную камеру блока цилиндров.
Перепускной клапан (13) при значительном износе подшипников коленчатого вала или густом масле (при пуске двигателя) перепускает часть масла в распределительную камеру, минуя фильтр.
Полнопоточный фильтр тонкой очистки масла центробежного типа (центрифуга) автомобиля КАМАЗ:
1-колпак; 2-гайка колпака; 3-гайка крышки ротора; 4-крышка ротора; 5-ротор; 6-ось маслоочистителя; 7-шариковый подшипник; 8-отсечной клапан; 9-сливной клапан; 10-корпус; 11-прокладка; 12-шайба
На двигателях ЯМЗ-740 автомобилей КАМАЗ центрифуги включены в смазочную систему параллельно с фильтрами со сменными фильтрующими элементами, и через них проходит примерно 15…20% масла от количества, нагнетаемого в главную масляную магистраль.
Преимущество центрифуг по сравнению с фильтрами со сменными фильтрующими элементами состоит в отсутствии сменных элементов, высокой фильтрующей способности при малом сопротивлении фильтра, небольших размерах. Недостатком центрифуг является резкое ухудшение фильтрации масла при понижении его температуры и повышении вязкости, а также снижении качества масла в результате отделения присадок вместе с примесями.
Основной частью центрифуги является корпус 10, который болтами крепится к правой передней части блока цилиндров. На оси маслоочистителя 6 на шариковом опорном подшипнике 7 установлен ротор 5. Ротор имеет колпачковую крышку 4, которая уплотняется на оси при помощи прокладки 11 и шайбы 12. ротор с его деталями закрывается колпаком 1 корпуса. Центрифуга снабжена отсечным 8 и сливным 9 клапанами.
Масляный центробежный очиститель автомобиля КАМАЗ-740.10 с активно-реактивным приводом ротора установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя и состоит из корпуса, в который ввернута ось ротора, с колпаком и колпака фильтра. Ротор в сборе с колпаком свободно установлен на оси. В нижней части ротор вращается во втулке, а в верхней части опирается на упорный шарикоподшипник. Колпак на роторе закреплен гайкой. Ротор в сборе сверху закрыт колпаком, который крепится к корпусу гайкой.
Ротор приводится во вращение струей масла, вытекающей из щели-сопла в оси ротора, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал через тангенциальные сопла.
При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в очиститель, обеспечивая вращение ротора. Под действием центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпа4ка ротора и оседают на его внутренней поверхности, а очищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе очистителя, отрегулированный на давление 0.05…0,07 МПа, в картер двигателя.
Масляный фильтр тонкой очистки КАМАЗ:
Фильтры 210с – 1012005 – РК – 1 тонкой очистки масла с двумя фильтрующими элементами.
Очистка масла от механических примесей происходит при продавливании его через поры бумажного фильтрующего элемента . При засорении элемента возрастает сопротивление продавливанию масла и, если перепад давления в магистрали до и после фильтра достигает 0.25……0.30 МПа ( 2,5….3,0 кгс/см2), что происходит при чрезмерном загрязнении элементов фильтра и при повышении вязкости масла, открывается перепускной клапан, В этом случае масло нагнетается в главную масляную магистраль, минуя фильтр. Это предохраняет подшипники двигателя и другие трущиеся поверхности от перегрева из–за недостатка смазки и, как следствие, от повышенного износа и выхода из строя.
Следует помнить, что подача в двигатель неочищенного масла с наличием крупных механических частиц неблагоприятно сказывается на работе трущихся поверхностей, вызывая задиры и глубокие риски, При срабатывании перепускного клапана замыкаются контакты датчика засоренности фильтра, и на щитке приборов загорается лампочка. Свечение лампочки допустимо при пуске холодного двигателя , при холодном масле и при прогреве. В других случаях необходимо заменить фильтрующие элементы, Своевременное обслуживание масляного фильтра и применение рекомендуемых сортов масел в условиях низких температур исключают длительную подачу неочищенного масла в двигатель, а значит , предохраняет его от преждевременного износа и выхода из строя.
Фильтр имеет корпус, закрытый крышкой. Внутри корпуса на крышке располагается фланец, в который на резьбе ввернута резьбовая муфта –болт. Этой же муфтой – болтом фильтр крепится и на бобышке главной масляной магистрали. Для предотвращения протекания масла между корпусом и крышкой укладывается резиновая уплотнительная прокладка, из бензомаслостойкой резины. Такая же прокладка ставится между крышкой корпуса и картером двигателя, Внутри корпуса находится фильтрующий бумажный элемент с перепускным клапаном, нагруженным пружиной. Перепускной клапан имеет собственный фильтрующий элемент. Чтобы масло не миновало фильтр, под фильтром установлена пружина, поджимающая элемент к корпусу. Нижняя часть фильтрующего элемента уплотняется специальной чашкой. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан и датчик указателя засоренности фильтрующего элемента.
Фильтр работает следующим образом. Масло из масло из масляного насоса под давлением поступает внутрь корпуса масляного фильтра . Через входные отверстия в крышке, а затем через отверстие во фланце масло попадает в кольцевую полость между корпусом и фильтрующим элементом. Масло продавливается через фильтрующий элемент, очищается от механических примесей , проходит внутрь муфты-болта и нагнетается в главную масляную магистраль. При сильном загрязнении фильтрующего элемента, а также при запуске холодного двигателя масло не может проходить через фильтрующий элемент. В этом случае под давлением масла открывается перепускной клапан и масло через фильтр перепускного клапана поступает внутрь муфты-болта и далее в главную масляную магистраль. Вытекание масла из фильтра при неработающем двигателе предотвращается противодренажным клапаном и прокладкой.
МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР
Масляный радиатор служит для поддержания температуры масла в заданных пределах (65-85с). Он располагается перед водяным радиатором системы охлаждения.
радиатор состоит из нескольких плоских латунных трубок, к которым припаяны охлаждающие пластины, увеличивающие поверхность охлаждения. Маслопроводы, по которым поступает масло к радиатору и отводится от него, можно присоединять с одной стороны или с противоположных сторон.
С обеих сторон масляный радиатор (2) имеет бачки (3). К которым присоединены резиновые шланги (1) и (4).
По периметру радиатор охватывает каркас. По шлангу (4) масло поступает в бачок(3). А затем в шесть трубок радиатора. С противоположной стороны охлажденное масло по шлангу (1) стекает в поддон двигателя.