Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе

Газовые трубопроводы от баллонов до редуктора высокого давления автомобиля ЗИЛ-138А - стальные трубки на­ружным диаметром (10±0,1) мм и толщиной стенки 2 мм. Трубоп­роводы от редуктора высокого давления до редуктора низкого давления - трубки диаметром (10±0,15) мм и толщиной стенки 1 мм. Все соединения газовых трубопроводов с переходниками, вентилями и другими элементами газовой аппаратуры - беспро­кладочные ниппельные типа «врезающееся кольцо» - допускают многократную разборку. При затягивании накидной гайки кольцо ниппеля деформируется и принимает форму внутреннего коничес­кого отверстия в штуцере, герметизируя соединение. Одновременно кольцо врезается острой кромкой в стенку трубки, препятствуя ее вырыву из соединения под действием высокого давления.

Вентили, установленные в газобаллонной системе автомо­биля ЗИЛ-138А, имеют различное назначение: один наполнитель­ный и три расходных. Конструкция вентилей в основном одинакова;

они различаются резьбой на боковом штуцере (у наполнительного вентиля специальная левая резьба). Вентиль состоит из корпуса с конической резьбой, маховика со шпинделем, муфты и клапа­на. Для присоединения газопровода на боковой штуцер вен­тиля навертывается переходный штуцер с прокладкой. У напол­нительного вентиля после заполнения баллонов сжатым газом переходный штуцер закрывается предохранительным колпачком с цепочкой.

Редуктор высокого давления (рис.49) предназначен для уменьшения давле­ния сжатого газа с 20 до 0,9 - 1,15 МПа.

Снижение давления газа в редукторе происходит вследствие его расширения при прохождении через зазор между клапаном 5 и седлом 7 в камеру низкого давления Б. Сжатый газ в полость высокого давления А поступает через штуцер. Клапан 5 открыт под действием усилия нажимной пружины 7, которое передается на клапан через мембрану 2 и толкатель 3 до тех пор, пока давление газа под мембраной не уравновесит усилие нажимной пружины. В этом случае клапан закрывается под действием пружины 6. Редуктор автоматически поддерживает рабочее давление. Если давление ниже 0,45 МПа, клапан редуктора открыт постоянно, а в кабине водителя загорается контрольная лампа. Если рабочее давление по каким-либо причинам превысит 1,7 МПа, сработает предохранительный клапан.

Подогреватель газа необходим для предварительного подогрева газа, особенно в зимнее время. При отсутствии подогре­вателя влага и углекислота, содержащиеся в газе, могут замер­знуть в редукторе высокого давления.

Подогреватель газа автомо­биля ЗИЛ-138А состоит из нижнего и верхнего корпусов, в которых сжатый природный газ обогревается теплотой отрабо­тавших газов. Входной патрубок подогревателя соединен гибким металлическим рукавом с левой приемной трубой глушителя. Из подогревателя отработавшие газы выбрасываются в атмосфе­ру через выходной патрубок.

Подогреватель включен в схему газобаллонной установки между магистральным вентилем и редуктором высокого дав­ления, установлен подогрева­тель на левом лонжероне рамы сзади редуктора высокого дав­ления.

Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе - student2.ru Электромагнитный клапан с фильтром (рис.50), куда поступает газ под давлением 0,9 - 1,15 МПа из редуктора высокого давления, прикреплен на кронштейне к передней стенке кабины. Фильтр состоит из корпуса 6, электромагнитного клапана 7, войлочного фильтрующего элемента 2, алюминиевого колпака 3, подводящего и отводящего штуцеров. При выключенном зажигании клапан электромагнита под действием пружины находится в закрытом положении и не пропускает газ в редуктор низкого давления. При включении зажигания клапан открывается и очищенный от механических примесей газ поступает в редуктор низкого давления, а затем в смеситель и карбюратор. Колпак фильтра при его монтаже на корпус уплотнен резиновым кольцом 4.

Газовый редуктор низкого давления пред­ставляет собой двухступенчатый автоматический регулятор дав­ления мембранного типа с рычажной передачей от диафрагмы к клапанам. Основным назначением редуктора (рис.51) является снижение давления газа, поступающего к смесителю.

Одновременно с регулированием давления в редукторе осущес­твляется и автоматическое регулирование количества газа, необ­ходимого для различных режимов работы двигателя, с помощью дозирующе-экономайзерного устройства (рис. 52).

Для обеспечения избыточного давления газа на выходе из редуктора и более надежного перекрытия газовой магистрали при неработающем двигателе предусмотрено разгрузочное устройство мембранно-пружинного типа, соединяемое с впускным трубопро­водом двигателя.

Редуктор имеет две ступени, каждая из которых содержит регулирующий клапан, плоскую мембрану из прорезиненной ткани, пружину и рычаг, соединяющий мембрану с клапаном. Обе ступени редуктора вместе с разгрузочным и дозирующе-экономайзерным устройством объединены в одном агрегате.

Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе - student2.ru На рис.51 представлена конструктивная схема редуктора, по которой можно проследить за взаимным расположением подвижных деталей редуктора при неработающем двигателе, при работе его на холостом ходу, частичных нагрузках и полных нагруз­ках.

Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе - student2.ru При неработающем двигателе и закрытом расходном вентиле на крестовине давление в полости 31 первой ступени равно атмосфер­ному и клапан 27 первой ступени находится в открытом положении под действием усилия пружины 19 (см. рис.51).

При открытом вентиле и включенном электромагнитном кла­пане газ поступает в полость 31 первой ступени редуктора, пройдя предварительно через фильтры вентиля, электромагнитного клапа­на и редуктора низкого давления. Сила давления газа воздействует на мембрану 25, которая, преодолевая усилие пружины 19, прогиба­ется и при достижении заданного давления через рычаг 18 закрывает клапан 27. Давление газа в полости регулируется изменением усилия пружины 19, действующего на мембрану 25, с помощью гайки 20.

Клапан 16 второй ступени находится в закрытом положении и плотно прижат к седлу пружиной разгрузочной мембраны и пружиной 39, усилие от которых передается через шток 36 и стержень 38, рычаг 4 и толкатель 5. Особенностью конструкции второй ступени является наличие разгрузочного устройства. Пружина диска разгрузочного устройства при неработающем двига­теле создает дополнительное усилие, которое через рычажную систему передается на клапан 16 и запирает его, надежно перекры­вая выход газа к смесителю.

При пуске двигателя в смесительной камере карбюратора соз­дается разрежение, которое по шлангам (через вакуумную полость экономайзера) передается в полость 32 разгрузочного устройства. Разгрузочная мембрана 34 под действием разряжения прогибает и сжимает пружину диска, тем самым разгружая клапан 16 второй ступени. Усилие пружины 39 становится недостаточным для удер­жания клапана 16 второй ступени в закрытом положении, и он открывается под действием давления газа из полости 31 первой ступени. Газ заполняет полость 33 второй ступени, а затем через экономайзер поступает в смеситель. Давление газа в полости 31 первой ступени устанавливается в пределах 0,18 - 0,20 МПа.

В режиме холостого хода расход газа незначителен, и в полости 33 второй ступени создается избыточное давление. С увеличением расхода газа давление в полости 33 снижается до значения, близкого к атмосферному. По мере открытия дроссельных заслонок подача газа в цилиндры двигателя увеличивается. Количество газа, опре­деляющего состав газовоздушной смеси, регулируется экономайзе­ром. Подача газа регулируется так, что на частичных нагрузках двигатель работает на обедненных смесях, позволяющих получить наилучшую экономичность, а для получения максимальной мощности при полном открытии дроссельных заслонок топливная смесь обогащается.

Регулирование состава газовоздушной смеси, поступающей к двигателю, осуществляется дозирующе-экономай­зерным устройством (рис.52), которое состоит из дозирующего устройства, экономайзера с пневматическим при­водом, патрубка выхода газа из редуктора.

Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе - student2.ru Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе - student2.ru При работе двигателя на частичных нагрузках (с не полностью открытыми дроссельными заслонками) подача газа из редуктора осуществляется через дозирующее отверстие шайбы 7. Мощностная регулировка двигателя (при полном открытии дроссельных засло­нок) обеспечивается при открытом клапане 5 с дополнительным включением круглого отверстия шайбы 8.

Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе - student2.ru Пространство между диафрагмой 3 и крышкой 2 экономайзера соединено с помощью штуцеров и резиновых трубок 11, 12 с впускным трубопроводом двигателя и разгрузочным устройством газового редуктора.

Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе - student2.ru В корпусе 1 дозирующе-экономайзерного устройства располо­жены диафрагма 3 и пружина 4, зажатые крышкой 2, клапан 5 с пружиной б, пластина 9 с дозирующими шайбами мощностной 8 и экономичной 7 регулировок. В корпусе 1 экономайзера имеется патрубок 10 для выхода газа, а в крышке 2 - трубки 11 и 12 для соединения с впускным трубопроводом двигателя и разгрузочным устройством газового редуктора.

В карбюраторе-смесителе К-91 газовый смеситель конструктивно объединен с переходником карбюратора К-88А (рис.53), на котором установлен воздушный фильтр. В переходник-смеситель 5 газ поступает через патрубок 3 и обратный клапан 4, который закрыт при работе двигателя в режиме холостого хода. В этом случае газ поступает в каналы холостого хода смесительных камер карбюратора из патрубка смесителя по трубке 2.

Система питания бензином автомобиля ЗИЛ-138А отличается от системы питания автомобиля ЗИЛ-130 наличием электромагнитного клапана-фильтра, установленного между бензонасосом и поплавковой камерой карбюратора.

При выключенном зажигании клапан автоматически закрывается. Клапан может быть закрыт и при включенном зажигании, если переключатель Вида топлива установлен в положение «О» (при выработке всего бензина из бензобака) или в положение «газ». В корпус клапана встроен стандартный фильтр тонкой очистки бензина с керамическим фильтрующим элементом и съемным пластмассовым стаканом-отстойником.

Раздел 9. Токсичность отработавших газов.

Токсичными называют вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека и окружающую среду. При работе авто­мобильных двигателей выделяются следующие основные токсичные вещества и соединения: оксиды азота NOх, оксид углерода СО, углеводороды СП, сажа (твердые частицы), соединения серы и свинца и др.

Эти токсичные вещества образуются в цилиндрах двигателей при сгорании топлива и выбрасываются в атмосферу вместе с отработавшими газами (ОГ). Помимо ОГ источниками токсичности двигателей являются также картерные газы и испарение топлива в атмосферу. Наибольший выброс токсичных веществ в атмосферу происходит с ОГ, поэтому уменьшению токсичности ОГ уделяется главное внимание.

Концентрация токсичных веществ в ОГ может изменяться в пределах:

  Дизель Дизель с зажиганием от искры
Оксид углерода CO, % 0,1 – 0,5 0,1 – 6,0
Оксид азота, % 0,05 – 0,2 0 – 0,4
Углеводороды, % 0,01 – 0,03 0,05 – 0,2
Сажа, мг/л До 0,3 До 0,05

Наши рекомендации