Влияние высоты полета на величину располагаемой нормальной перегрузки

С изменением высоты полета изменяется плотность воздуха, следовательно, изменяется и потребный коэффициент подъемной силы Су, поэтому, как следствие, изменяется и располагаемая нормальная перегрузка.

Располагаемая перегрузка у земли при полете со скоростью VГП равна

влияние высоты полета на величину располагаемой нормальной перегрузки - student2.ru влияние высоты полета на величину располагаемой нормальной перегрузки - student2.ru (11.11)

При полете на другой высоте при той же скорости горизонтального полета располагаемая перегрузка nУР будет равна

влияние высоты полета на величину располагаемой нормальной перегрузки - student2.ru (11.12)

Величина располагаемого коэффициента подъемной силы от высоты полета не зависит, следовательно, при том же полетном весе из формул (11.11) и (11.12) можно найти располагаемую перегрузку на высоте полета Н:

влияние высоты полета на величину располагаемой нормальной перегрузки - student2.ru (11.13)

Из формулы (11.13) видно, что с поднятием на высоту располагаемая перегрузка уменьшается и на практическом потолке возможен только горизонтальный полет, при котором nу=1.

Для измерения перегрузки на самолете устанавливают прибор, получивший названиеакселерометр. Летчик, руководствуясь показаниями этого прибора, может своевременно уменьшить перегрузку, когда она становится опасной для прочности самолета. На самолетах Як-52 и Як-55 установлен акселерометр АМ-9С.

Ограничение перегрузки nу по прочности самолета. Предельно допустимые для конструкции самолета перегрузки зависят от его назначения. Наибольшую эксплуатационную перегрузку имеют маневренные самолеты, такие как пилотажные, спортивные и самолеты-истребители.

Существуют официальные государственные нормы прочности, устанавливающие предельно допустимые (эксплуатационные) перегрузки для каждого класса самолетов.

Физиологические ограничения перегрузок связаны с воздействием перегрузок на человеческий организм. Под воздействием перегрузок в человеческом организме происходит утяжеление всех его органов, деформация скелета, отлив крови от одних органов и прилив ее к другим. Величина перегрузки, которую может перенести человек, зависит от направления перегрузки, от времени ее воздействия и темпа нарастания, а также от общей и физической подготовки.

На переносимость перегрузки влияют следующие факторы: удобство расположения сиденья; температура; давление воздуха в кабине; степень утомляемости; субъективные особенности летчика. Легче переносятся перегрузки в направлении «спина - грудь» и «грудь - спина» и труднее - «таз - голова» (особенно при отрицательных перегрузках). При отрицательных перегрузках прилив крови к голове резко сказывается на работоспособности летчика. Поэтому для успешного овладения акробатическим пилотажем на самолете Як-55 необходимо заниматься физической подготовкой.

ВИРАЖ САМОЛЕТА

Вираж самолета - это криволинейный полет самолета в горизонтальной плоскости с разворотом на 360°.

Часть виража, имеющая цель изменение направления движения на угол, меньший 360°, называетсяразворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называетсяустановившимся. Установившийся вираж без скольжения называется правильным (Рис. 9, а).

влияние высоты полета на величину располагаемой нормальной перегрузки - student2.ru

Рис. 9 Схемы виражей: а - правильный вираж; б - вираж с внутренним скольжением; в - вираж с внешним скольжением

влияние высоты полета на величину располагаемой нормальной перегрузки - student2.ru

Рис. 10 Схема сил, действующих на самолет на вираже (вид спереди)

Вираж может бытьнеустановившимся, при котором будет меняться скорость и радиус, вираж со скольжением, вираж с набором или потерей высоты.

Если самолет имеет скольжение во внутреннюю сторону виража или во внешнюю, то направление скорости не совпадает с плоскостью симметрии и составляет с ней некоторый угол b (Рис. 9, б, в). В первом случае скольжение называетсявнутренним, во втором -внешним.

Наши рекомендации