Система выпуска отработавших газов
Глушители. В глушителях используют два способа снижения уровня звука: диссипативный и реактивный. Первый основан на преобразовании звуковой энергии в тепловую за счет протекания газов через перфорированные перегородки, которые дробят поток газов и снижают его пульсацию. При реактивном способе используется ряд акустических камер (резонаторы), в которых энергия шума гасится за счет изменения скорости движения отработавших газов в разных по объему камерах, через которые они проходят. Чаще всего используют комбинацию этих способов.
На автомобиле КамАЗ дополнительно установлен моторный тормоз. При торможении автомобиля двигателем заслонка в выпускном трубопроводе перекрывает выход отработавших газов, что обеспечивает дополнительное сопротивление движению поршней в цилиндрах. При этом автоматически выключается подача топлива.
На автомобили сельскохозяйственного назначения обязательно устанавливают искрогаситель, направляющий раскаленные частички сажи на стенки и перегородки глушителя. В результате удара их энергия передается относительно холодным стенкам, и частички гаснут.
Нейтрализаторы служат для снижения концентрации в отработавших газах токсических компонентов. Основными токсическими веществами в отработавших газах являются оксид углерода СО, группа оксидов азота NОx (основной из них NО2) и углеводороды СН.
Различают термические и каталитические нейтрализаторы. В термических нейтрализаторах происходят полное восстановление СО в СО2 и догорание СН. Угарный газ СО обладает значительной теплотой сгорания, но горит при температуре выше 700 'С. Для его сжигания в термоизолированной камере подогревают (при необходимости) отработавшие газы и подают в нее дополнительную порцию свежего воздуха. Применение дополнительной подачи топлива для подогрева и нагнетание воздуха приводят к увеличению расхода топлива до 15 %.
Наиболее распространены каталитические нейтрализаторы. Они основаны на понижении энергии, выделяющейся при химических процессах окисления токсических веществ, за счет применения катализаторов (платины, палладия, родия).
Каталитические нейтрализаторы делят по следующим признакам: по типу — окислительные (для СО и СН), восстановительные (для N0*) и трехкомпонентные; назначению — главные и пусковые; исполнению — одно- и двухкамерные; материалу носителя — с керамическим или металлическим носителем; по типу катализатора — с благородными металлами и обычными материалами.
Чаще всего применяют трехкомпонентные нейтрализаторы, которые нейтрализуют все три токсина (СО, СН и КОХ). Эти нейтрализаторы наиболее эффективно работают с λ-зондами, однако и без них способны снизить выбросы токсинов на 50%. λ-Зонд (λ-датчик) — это прибор, позволяющий определить в отработавших газах количество свободного кислорода. По полученным данным электронный микропроцессор определяет коэффициент избытка воздуха а.
Устройство каталитического нейтрализатора. В металлическом корпусе его находится носитель, покрытый активным каталитическим слоем. Носитель может быть насыпной и монолитный керамический или металлический. Чаще всего применяют монолитные нейтрализаторы из термостойкой керамики. В их корпусе выполнены каналы квадратного сечения. В разных конструкциях на 1 см2 приходится 31, 46, 62, 93 канала. Поверхности каналов покрыты тонкой пленкой катализатора — платиной, палладием, родием. Соотношение платины и родия 5:1. На один нейтрализатор требуется 1,5...3 г благородных металлов. Платина способствует окислительным процессам (переводу СО в СО2), родий — восстановлению азота из его оксидов. Слоем благородных металлов покрывают предварительно нанесенный на керамику слой из оксида алюминия, который увеличивает эффективную поверхность катализатора и стимулирует ускорение реакций.
Чтобы повысить сопротивление керамики ударным нагрузкам, а также компенсировать больше, чем у керамики, термическое расширение, между корпусом и перегородками помещают набивку из высоколегированной проволоки.
Нормальная работа нейтрализаторов происходит при температуре 250 'С, т. е. после длительного прогрева двигателя. Наиболее эффективно они работают при 400...800 'С. При более высокой температуре происходит спекание промежуточного слоя с катализатором.
Разработаны нейтрализаторы с носителем из жаропрочных аус-тенитных сталей, легированных хромом, алюминием, цирконием и кальцием. Фольга из этой стали толщиной 0,04...0,05 мм свернута в рулон, который припаян к металлическому корпусу. Эти нейтрализаторы имеют следующие преимущества: быстрый прогрев до рабочей температуры, статическую и динамическую прочность, термическую стойкость, малое гидравлическое сопротивление.
Чтобы обеспечить эффективную работу нейтрализатора, нужно выполнить следующие условия: поддерживать в необходимых пределах коэффициент избытка воздуха, работать в определенном диапазоне температур отработавших газов, не превышать заданного соотношения объема отработавших газов и объема нейтрализатора. При нарушении состава смеси, например при выходе из строя одной из свечей зажигания, в нейтрализатор пойдет обогащенная смесь, которая будет гореть в нем. Это может привести к выходу нейтрализатора из строя.