Движение автомобиля накатом
При движении накатом двигатель отсоединен от колес, тяговая сила на колесах автомобиля отсутствует, потери на трение в трансмиссии невелики, т. к. агрегаты работают без нагрузки.
Замедление автомобиля при движении накатом
jH = (47)
где δн – коэффициент учета вращающихся масс при накате, т. к. двигатель отключен от трансмиссии δн = 1,05;
Рх.х – приведенная к ведущим колесам сила сопротивления трансмиссии при работе на холостом ходу.
Величину Рх.х. можно определить как
Рх.х. = Кх.х.· (2 + 0,09 V) · Gа · 10-3 , Н (48)
где Кх.х – коэффициент холостого хода для автомобилей колесной формулы 4x2-Кх.х = 1;
4x4 - Kх.х = 1,5;
6x6 - Кх.х ≈ 2…3.
Подставляя значения Рд, Рв и Рх.х в (47) получим
(49)
При i = 0, опуская за малостью получим
(50)
Для автомобиля «Москвич»-412 И Э, подставляя kв = 0,35 , В = 1,27 м,
Н =1,5 м, Gа = 13734 Н, fо = 0,012 получим
jн = - (0,112 + 0,02 V + 0,00045 V2) (51)
Расчет пути Sn и времени tn движения автомобиля накатом проводим в диапазоне скоростей от начальной Vн равной конечной скорости преодоления подъема (для «Москвич»-412 И Э Vн = 79,6 км/ч) до конечной Vк (для грузовых автомобилей Vк = 10 км/ч, для легковых Vк = 20 км/ч).
Для расчета диапазон изменения скоростей делим на 5…6 интервалов.
При расчете среднего замедления на каждом интервале в формулу (51) подставляем среднее значение скорости движения на интервале. Время tn движения на каждом интервале и путь Sn , пройденный за интервал, а также суммарные путь Sn и время tn рассчитываем по формулам (37), (38), (39), (40). Результаты расчета сводим в таблицу 16.
Таблица 16
Расчет движения автомобиля накатом
№ интер-вала | Скорость км/ч м/с | jср м/с | tн, с | Tн, с | Sн, м | Sн, м | ||
Vн | Vк | Vср | ||||||
79,6 12,1 | 70 19,44 | 74,8 20,78 | -0,72 | 3,69 | 3,69 | 76,8 | 76,8 | |
70 19,44 | 60 16,67 | 65 18,05 | 0,62 | 4,47 | 8,16 | 80,6 | 157,4 | |
60 16,67 | 50 13,89 | 55 15,27 | -0,52 | 5,35 | 13,51 | 81,6 | ||
50 13,89 | 40 11,1 | 45 12,5 | -0,43 | 6,49 | 81,1 | |||
40 11,1 | 30 8,33 | 35 9,72 | -0,35 | 7,9 | 27,9 | 76,9 | ||
30 8,33 | 20 5,56 | 25 6,94 | -0,27 | 10,26 | 38,16 | 71,2 | 468,2 |
График изменения скорости V движения автомобиля в зависимости от величины пути Sн, пройденного накатом (рисунок 8) строится также и в том же масштабе, что и графики разгона и динамического преодоления подъема (рис. 6, 7).
Торможение автомобиля
Максимальное замедление при торможении
jmax = ·g (52)
Обычно в условиях эксплуатации применяют служебное торможение, при котором чтобы избежать неприятных ощущений у пассажиров, повышенного износа тормозов и шин, замедление составляет 1,5…2,5 м/с.
Время торможения
tтор = (53)
Путь торможения
Sтор = (54)
или
Sтор = (55)
где kЭ – коэффициент эффективности торможения.
Для легковых автомобилей kЭ= 1,2, для грузовых kЭ ≈ 1,4, автобусов kЭ = 1,6.
Для автомобиля «Москвич»-412 И Э при служебном торможении (jз = 2,0 м/с) от Vн = 20 км/ч=5,56м/с до полной остановки Vк = 0
Sтор =
tтор =
Остановочный путь определяем по формуле
Sост = (56)
где tр – время реакции водителя;
tср – время срабатывания тормозов;
tн – время нарастания замедления.
Для расчетов принимаем tр ≈ 0,8 с;
tср для гидравлических тормозов tср = 0,2…0,4 с,
для пневматических – tср = 0,6…0,8 с;
величина tн:
- для легковых автомобилей – 0,05…0,4 с;
- для грузовых и автобусов с гидравлическим приводом тормозов – 0,15…1,3 с;
- для грузовых и автобусов с пневматическим приводом тормозов – 0,2…1,5 с.
Для «Москвич»-412 И Э принимаем tр = 0,8 с, tср = 0,25 с, tн = 0,1 с, тогда остановочный путь
Sост = м
tост = 0,8 + 0,25 + 0,1 + 2,78 = 3,93 c