Ведущий момент. тяговый баланс автомобиля

Ведущий (вращающий) моментсоздается на ведущих колесах ма­шины в результате передачи энергии на колеса от двигателя. В механической трансмиссии его определяют по формуле

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

Вращающий момент на валу двигателя при установившемся движении равен вращающему моменту от газовых сил. На пере­ходных режимах (режимах изменения нагрузки) на валу двигателя возникает инерционный момент

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

Тогда суммарный момент на маховике, который сообщается деталям трансмиссии,

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

Из этого выражения видно, что инерционный момент зависит от момента инерции приведенных к маховику масс двигателя и действующих ускорений.

Тяговый баланс.При контакте ведущих колес с дорогой веду­щий момент реализуется в касательную силу тяги Рк, представляю­щую собой продольную реакцию опорной поверхности, направ­ленную в сторону движения автомобиля и вызывающую его дви­жение. Касательная сила тяги

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

При равномерном движении автомобиля каса­тельная сила тяги используется для преодоления различных со­противлений, т. е. уравнение тягового баланса имеет вид

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

При переходных режимах (ускорение, замедле­ние) возникает составляющая от сил инерции:

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

Тогда уравнение тягового баланса принимает вид

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

Последняя составляющая в определенных условиях оказывает большое влияние на динамику и работу отдельных частей транс­миссии машины.

Одна из характеристик трансмиссии — передаточное число, рав­ное отношению числа зубьев г.2 ведомого зубчатого колеса к числу зубьев 1Х ведущего зубчатого колеса: / == гг/^1 - Передаточное число всей трансмиссии (механической) равно произведению переда­точных чисел всех ее механизмов:

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

Передаточные числа каждого из механизмов рассчитывают по соответствующей методике.

Коэффициент полезного действияопределяют как отношение мощности Л^2 на выходе из механизма к мощности N^ на входе в механизм: т]м = ЛУЛ^. КПД механической трансмиссии оценивает потери энергии от трения в зацеплении зубчатых колес, в под­шипниках и сальниках, а также от разбрызгивания масла в корпу­сах механизмов. Его значение зависит от типа и числа пар зубча­тых колес, находящихся в зацеплении, типа и конструкции под­шипниковых опор и сальниковых уплотнений, сорта, количества и температуры трансмиссионного масла, частоты вращения валов.

КПД механической трансмиссии определяют по формуле

ведущий момент. тяговый баланс автомобиля - student2.ru

КПД механической трансмиссии, нагретой до температуры 40...60 "С, и при полной нагрузке для разных типов приводов на­ходится в пределе 0,87...0,93, т. е. от 7 до 17 % передаваемой через трансмиссию энергии расходуется на трение в ее деталях и пере­балтывание масла. Детали и масло нагреваются, а теплота рассеи­вается в атмосферу.

Двигатели внутреннего сгорания как бензиновые, так и дизели по своим характеристикам не могут реализовать весь диапазон эк­сплуатационных нагрузок при высоких эффективных показателях мощности Ne и удельного расхода топлива ge. Поэтому в трансмис­сию вводят передачи, у которых передаточные числа можно ме­нять (в коробке передач, раздаточной коробке или дополнитель­ном редукторе) в зависимости от режима работы автомобиля и ус­ловий эксплуатации, обеспечивая работу двигателя на режимах, близких к оптимальным.

Работа бесступенчатых автоматических трансмиссий заключа­ется в том, что передаточные числа в них изменяются в зависимо­сти от нагрузки на ведущих колесах автомобиля и бесступенчато. При увеличении, например, нагрузки автоматически увеличивает­ся ведущий момент, но уменьшается скорость автомобиля. В этом случае двигатель может работать в установившемся номинальном или близком к нему режиме, значительно облегчается работа во­дителя, увеличивается производительность машины, улучшаются экономические показатели двигателя и автомобиля. Подобными показателями обладают гидротрансформаторы и электрические трансмиссии.

Гидрообъемные и электромеханические трансмиссии для обес­печения автоматичности и бесступенчатого изменения ведущего момента при изменении внешней нагрузки требуют специальной регулирующей аппаратуры.

Наши рекомендации