Вентиляция картера двигателя

Вентиляция картера предназначена для удаления картерных газов, образующихся в результате прорыва продуктов сгорания топлива через неплотности поршневых колец и их взаимодействие с парами масла.

В газах содержатся загрязняющие масло серистые соединения и пары воды, которые образуют серную и сернистую кислоты, значительно ухудшающие качество масла. Пары воды вызывают вспенивание масла и образование эмульсии, что затрудняет поступление масла к трущимся поверхностям. Прорвавшиеся в картер газы повышают в нем давление, что может вызвать утечку масла через уплотнения картерного пространства. Недопустимо также проникновение газов под капот двигателя, а затем в кузов или кабину автомобиля, так как содержащиеся в газах вредные вещества опасны для пассажиров и водителя. Отсос картерных газов уменьшает старение масла, а также, создавая разрежение в поддоне, предотвращает возможность утечки масла через уплотнения.

В автомобильных ДВС применяется вентиляция картера двух типов:

• открытая — с отводом картерных газов в окружающую среду;

• закрытая — с отсасыванием газов во впускную систему двигателя.

Открытая вентиляция (рис. 6.10) осуществляется под действием разрежения, возникающего в газоотводящей трубке 3 вследствие относительного перемещения воздуха при движении автомобиля. Сапун 1 лабиринтного типа препятствует уносу частиц масла вместе с картерным газом, так как, проходя через каналы лабиринта, он резко меняет направление своего движения, в результате чего частицы масла отделяются и стекают в поддон.

Вентиляция картера двигателя - student2.ru

Рис. 6.10.Открытая вентиляция картера двигателя ЯМЗ-642: 7 — сапун; 2 — хомуты; 3 — газоотводящая трубка; 4 — фланец сапуна

Недостатком открытой системы вентиляции картера является ее низкая интенсивность, а также отравление окружающей среды вредными для здоровья человека веществами.

В закрытых системах газы могут отводиться в воздухоочиститель до карбюратора или непосредственно во впускной трубопровод (рис. 6.11).

  Вентиляция картера двигателя - student2.ru

Отвод газа через воздухоочиститель не создает требуемой интенсив­ности отсоса при минимальных частотах вращения коленчатого вала и




Рис. 6.11.Закрытая система вентиляции картера дизеля ЗИЛ-645: / — крышка фильтра систе­мы вентиляции картера; 2 — мембрана; 3 — пружина; 4 — крышка клапана; 5 — шланг отвода картерных газов; 6 — трубка для слива масла: 7 — блок-картер; 8 — крышка головки блока цилиндров; 9 — угольник; 10 — впускной трубопровод

полной нагрузке. Кроме того, проход картерных газов через карбюратор вызывает осмоление его каналов, жиклеров и подвижных деталей. Поэтому более предпочтительной является система с отсосом газов непосредственно во впускной трубопровод двигателя, в котором всегда имеется повышенное разрежение.

Система вентиляции, показанная на рис. 6.11, работает следующим образом: под действием разрежения во впускном трубопроводе 10 картерные газы поднимаются вверх и через угольник 9 и шланг 5 попадают в корпус маслоотделителя, закрытый крышкой 7. Между крышкой и корпусом находится резиновая мембрана 2, поджимаемая пружиной 3 к корпусу. Оседающие на дне корпуса маслоотделителя частицы масла по трубке 6 сливаются в картер двигателя.

С помощью мембраны 2, которая находится, с одной стороны, под давлением окружающего воздуха, а с другой — под давлением картерных газов и пружины, в картере поддерживается избыточное давление.

На рис. 6.12 показана схема вентиляции картера карбюраторного двигателя автомобилей марки «ВАЗ». Здесь картерные газы отсасыва­ются через маслоотделитель 7 и шланг 6 в вытяжной коллектор 4 воз­душного фильтра 3. Из вытяжного коллектора на холостом ходу и при малых нагрузках двигателя (когда разрежение в воздушном фильтре не­велико) картерные газы поступают через шланг 2 и золотник 1 под дроссельные заслонки карбюратора. При остальных режимах работы

Вентиляция картера двигателя - student2.ru

Рис. 6.12. Вентиляция картера двигателей легковых автомобилей марки «ВАЗ»: / — золотник; 2, 6 — шланги; 3 — воздушный фильтр; 4 — коллектор; 5— пламегаситель; 7— маслоотдели­тель; 8 — трубка

двигателя картерные газы поступают в карбюратор через воздушный фильтр 3. В маслоотделителе 7 масло выделяется и по отводной трубке 8 стекает в масляный поддон. Пламегаситель 5 предотвращает проникновение пламени в картер двигателя при возможных вспышках в карбюраторе.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды трения и способы смазывания.

2. Что входит в обозначение моторных масел?

3. Как работает шестеренный масляный насос? Назначение его редукционного кла­пана.

4. С какой целью устанавливаются сливные и дифференциальные клапаны?

5. Расскажите о классификации масляных фильтров.

6. Расскажите о работе смазочной системы.

7. Почему картерные газы необходимо удалять?

Наши рекомендации