Устройство и работа рулевых механизмов

Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru Рулевой механизм с передачей типа червяк - ролик. Он широко распространен на легковых и грузовых автомобилях ГАЗ (рис.120). Основными деталями рулевого механизма являются рулевое колесо 4, рулевой вал 5, установленный в рулевой колонке 3 и соединенный с глобоидным червяком 1. Червяк установлен в картере 6 рулевой передачи на двух конических подшипниках 2 и зацеплен с трехгребневым роликом 7, который вращается на шарикоподшипниках на оси. Ось ролика за­креплена в вильчатом кривошипе вала 8 сошки, опирающемся на втулку и роликовый подшипник в картере 6. Зацепление червяка и ролика регулируют болтом 9 в паз которо­го вставлен ступенча­тый хвостовик вала сошки. Фиксация за­данного зазора в зацеп­лении червяка с роликом производится фигурной шайбой со штифтом и гайкой.

Картер 6 рулевой передачи закреплен болтами к лонжерону рамы. Верхний конец рулевого вала имеет конические шлицы, на которые посажено и закреплено гайкой рулевое колесо.

Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru Рулевой механизм с передачей типа винт - гайка - рейка - сектор с усилителем. Его применяют в рулевом управлении авто­мобиля ЗИЛ-130 (рис.121). Усилитель рулевого управления объединен конструктивно с рулевой передачей в один агрегат и имеет гидропривод от насоса 2, который приводится в действие Клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Рулевая колонка 4 соединена с рулевым механизмом 1 через короткий карданный вал 3, так как оси рулевого вала и рулевого механизма не совпадают. Это сделано для уменьшения габаритных размеров рулевого управления.

Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru На рис.122 показано устройство рулевого механизма. Основной частью его является картер 1, имеющий форму цилиндра. Внутри цилиндра размещены поршень - рейка 10 с жестко закрепленной в нем гайкой 3. Гайка имеет внутреннюю нарезку в виде полукруглой канавки, куда заложены шарики 4. Посредством шариков гайка зацеплена с винтом 2, который, в свою очередь, соединен с рулевым валом 5. В верхней части картера к нему крепится корпус 6 клапана управления гидроусилителем. Управляющим элементом в клапане является золотник 7. Исполнительным механизмом гидроусилителя служит поршень-рейка 10, уплотненный в цилиндре картера с Помощью поршневых колец. Рейка поршня соединена нарезкой с зубчатым сектором 9 вала 8 сошки.

Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru Вращение рулевого вала преобразуется передачей рулевого механизма в перемещение гайки - поршня по винту. При этом зубья рейки поворачивают сектор и вал с закрепленной на нем сошкой, благодаря чему происходит поворот управляемых колес.

При работающем двигателе насос гидроусилителя подает масло под давлением в гидроусилитель, вследствие чего при совершении поворота усилитель развивает дополнительное усилие, приклады­ваемое к рулевому приводу. Принцип действия усилителя основан на использовании давления масла на торцы поршня - рейки, которые создают дополнительную силу, передвигающую поршень и облегчающую поворот управляемых колес.

Положение деталей гидроусилителя на рис.123, а соответствует прямолинейному движению автомобиля. В этом слу­чае масло перекачивается насосом через клапан управления, так как нагнетательный трубопровод 5 соединяется со сливным 13 через золотник 7, занимающий среднее положение под действием пружин реактивных плунжеров 8 и давления масла. Избыточное давление в полостях А и Б гидроусилителя отсутствует.

При повороте колес автомобиля направо (рис.123, б) винт вывертывается из гайки и золотник перемещается также вправо. Усилие пружин, действующих на реактивные плунжеры 8, начинает передаваться на рулевое колесо, создавая ощущение поворота. Золотник, перемещаясь вправо, своим средним пояском перекры­вает поступление масла в полость Б и открывает канал в полость А, в результате чего давление масла на поршень возрастает, склады­вается с силой от рулевого колеса, перемещает поршень вниз и вызывает поворот управляемых колес. При завершении поворота перемещение поршня вниз будет происходить вместе с винтом и золотником до тех пор, пока золотник не займет опять среднее положение. Этим достигается следящее действие гидроцилиндра усилителя. В конце поворота управляемые колеса примут поло­жение, соответствующее углу поворота рулевого колеса.

При повороте колес налево усилитель действует аналогично, с той лишь разницей, что в этом случае начальное перемещение золотника происходит влево (рис.123, в), а масло под давлением подается в полость Б усилителя.

Конструкция рулевого механизма с встроенным гидроуси­лителем позволяет осуществлять поворот колес и при неработаю­щем двигателе. Однако в этом случае водитель должен прилагать к рулевому колесу значительно большее усилие, которое затрачива­ется на поворот колес и на вытеснение масла из полостей гидроцилиндра через шариковый клапан 9.

Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru Насос гидроусилителя (рис.124) лопастного типа приводится в действие от шкива коленчатого вала двигателя клиноременной передачей через шкив 2, закрепленный навалу 12 насоса. Вал вращается на шариковом и роликовом подшипниках в корпусе 1 насоса. На шлицевом конце вала закреплен ротор 10, который расположен внутри статора 11. Статор зажат между крышкой 4 и корпусом 7 насоса болтами. Ротор уплотнен в полости статора лопастями 13, которые заложены в пазы ротора. Внутри крышки насоса помещен распределительный диск 9. Он своей торцовой поверхностью прижимается пружиной перепускного клапана 7 к статору. Внутри перепускного клапана установлен шариковый пре­дохранительный клапан 5, прижатый пружиной к седлу 6 предох­ранительного клапана. Сверху к корпусу и крышке прикреплен бачок 3, имеющий сапун и сетчатые фильтры для масла.

Устройство и работа рулевых механизмов - student2.ru Как только двигатель начинает работать, ротор 10 насоса приходит во вращение и лопасти 13 под действием центробежных сил и давления масла начинают плотно прижиматься к криволиней­ной поверхности статора. Масло из корпуса 1 попадает в простран­ство между лопастями и вытесняется ими при вращении ротора через распределительный диск в полость нагнетания и далее к штуцеру магистрали высокого давления. За один оборот ротора происходит два цикла всасывания и нагнетания.

Перепускной клапан 7 соединен с полостью нагнетания и штуцером магистрали высокого давления и находится под раз­ностью давлений масла, так как жиклер 8 снижает давление перед штуцером. Перепад давлений возрастает при увеличении угловой

скорости вращения ротора. При достижении определенной Производительности перепускной клапан открывается и начинает Перепускать часть масла в полость всасывания, регулируя тем самым давление в магистрали.

Предохранительный клапан, установленный внутри перепуск­ного клапана, ограничивает максимальное давление в системе (650 - 700 кПа). Он вступает в работу, если перепускной клапан по Каким-либо причинам не справляется с задачей регулирования давления в нужных пределах.


Наши рекомендации