Расчет массы выбросов загрязняющих веществ автобусами
При нахождении массы выбросов (г, т) загрязняющих веществ междугородными, пригородными и туристскими автобусами определенного класса с определенным типом двигателя при движении по территории населенных пунктов, используют формулу (2.6):
(2.6)
где - пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества автобусами m-ого класса с двигателем s-го типа при движении в пределах территории рассматриваемого населенного пункта, г/км (табл. 2.11);
- суммарный пробег автобусов m-ого класса с двигателями s-го типа по территории населенных пунктов, (суммарный пробег может определяться на основании данных учета (отчетности) или обработки результатов выборочных обследований (опросов)), км/год;
- коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов (табл. 2.12). Значения этого коэффициента зависят от типа населенного пункта, в котором данный вид автотранспорта эксплуатируется, т.е. от численности населения данной местности;
- коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от вида перевозок и типа двигателя автобуса (табл. 2.13).
Масса выброса загрязняющих веществ маршрутными городскими автобусами определенного класса с определенным типом двигателя при движении по территории населенных пунктов находится по формуле (2.7):
(2.7)
где Кр – коэффициент, учитывающий изменения выбросов загрязняющих веществ при движении маршрутных городских автобусов по территории населенных пунктов (для CO, CH, NO2, C Кр = 1,4, а для SO2, Pb коэффициент Кр = 1,1);
- суммарный пробег автобусов m-ого класса с двигателями s-го типа по территории населенных пунктов, км/год.
Таблица 2.11 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автобусов по территории населенных пунктов.
Класс автобуса (L – габаритная длина, м) | Тип двигателя | Пробеговый выброс , г/км | |||||
CO | CH | NO2 | C | SO2 | Pb | ||
Особо малый L < 5 | Б | 13,5 | 2,9 | 3,0 | 0,09 | 0,031 | |
Малый 6,0<L<7,5 | Б | 44,0 | 3,4 | 6,1 | 0,18 | 0,028 | |
Средний 8,0<L<9,5 | Б Д | 67,1 4,5 | 5,0 1,4 | 9,9 9,1 | 0,8 | 0,25 0,90 | 0,037 |
Большой 10,5<L<12,0 | Б Д | 104,0 4,9 | 7,7 1,6 | 10,4 10,0 | 1,0 | 0,32 1,23 | 0,047 |
Особо большой L > 12 | Д | 5,0 | 1,6 | 11,0 | 1,1 | 1,65 |
Примечание: Б – бензиновый, Д – дизельный
Таблица 2.12 – Значения в зависимости от типа населенных пунктов.
Тип населенных пунктов | Значение | ||||||||
CO | CH | NO2 | C | SO2 | Pb | ||||
Б | Д | Б | Д | Б | Д | Д | Б, Г, Д | Б | |
Города с числом жителей более 1 млн. чел. | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 1,25 |
Города с числом жителей от 100 тыс. чел. до 1 млн. чел. | 0,89 | 0,95 | 0,85 | 0,93 | 0,79 | 0,92 | 0,8 | 1,15 | 1,15 |
Города с числом жителей от 30 до 100 тыс. чел. | 0,74 | 0,83 | 0,70 | 0,80 | 0,69 | 0,82 | 0,5 | 1,05 | 1,05 |
Прочие населенные пункты | 0,58 | 0,64 | 0,50 | 0,60 | 0,60 | 0,70 | 0,3 | 1,00 | 1,00 |
Таблица 2.13 – Значения коэффициента в зависимости от вида перевозок и типа двигателя.
Вид перевозок | Тип двигателя | Значения | |||||
CO | CH | NO2 | C | SO2 | Pb | ||
Городские и пригородные | Б Д | 0,9 0,89 | 0,96 0,92 | 0,89 0,93 | 0,75 | 1,3 1,3 | 1,3 |
Междугородные и туристские | Б Д | 0,7 0,68 | 0,88 0,76 | 0,67 0,81 | 0,44 | 1,1 1,1 | 1,1 |
Масса выбросов загрязняющих веществ автобусами определенного класса и с определенным типом двигателя при движении вне населенных пунктов рассчитываются по формуле (2.8):
(2.8)
где - пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества автобусами m-ого класса с двигателем s-го типа при движении в пределах территории рассматриваемого населенного пункта, г/км (табл. 2.14);
- суммарный пробег автобусов m-ого класса с двигателями s-го типа по территории населенных пунктов, (суммарный пробег может определяться на основании данных учета (отчетности) или обработки результатов выборочных обследований (опросов)), км/год;
- коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от вида перевозок и типа двигателя автобуса (табл. 2.13).
Таблица 2.14 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автобусов по территории населенных пунктов.
Класс автобуса (L – габаритная длина, м) | Тип двигателя | Пробеговый выброс , г/км | |||||
CO | CH | NO2 | C | SO2 | Pb | ||
Особо малый L < 5 | Б | 6,0 | 1,6 | 4,0 | 0,09 | 0,031 | |
Малый 6,0<L<7,5 | Б | 24,0 | 2,3 | 5,0 | 0,18 | 0,028 | |
Средний 8,0<L<9,5 | Б Д | 34,0 3,3 | 3,9 1,2 | 8,2 8,0 | 0,2 | 0,25 0,90 | 0,037 |
Большой 10,5<L<12,0 | Б Д | 62,0 3,5 | 4,6 1,3 | 9,5 18,0 | 0,3 | 0,32 1,23 | 0,047 |
Особо большой L > 12 | Д | 3,5 | 1,3 | 18,8 | 0,3 | 1,65 |
Примечание: Б – бензиновый, Д – дизельный
Суммарный массовый выброс i-го загрязняющего вещества автобусами с учетом их среднегодового пробега, как по территории населенного пункта, так и за ее пределами, рассчитывают по формуле (2.9):
(2.9)
где - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автобусов на массовый выброс i-го загрязняющего вещества. В зависимости от вида загрязняющего вещества принимается по табл. 2.15.
При отсутствии данных о распределении пробега автобусов в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобиля , пробег и определяется по формулам:
городские перевозки
пригородные, туристские перевозки ; ;
междугородные перевозки ;
перевозки в сельской местности
вахтовые перевозки ; .
Таблица 2.15 - Коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс i-го загрязняющего вещества .
Для автобусов с бензиновыми двигателями | ||||
CO | CH | NO2 | SO2 | Pb |
2,0 | 1,83 | 1,0 | 1,15 | 1,15 |
Для особо малого класса | ||||
1,75 | 1,48 | 1,0 | 1,15 | 1,15 |
Для автобусов с дизельными двигателями | ||||
CO | CH | NO2 | SO2 | С |
1,6 | 2,1 | 1,0 | 1,15 | 1,9 |
Пример. Организация, которая располагается в городе с населением 350 тыс. человек, имеет: 5 легковых автомобилей, работающих на бензине АИ-95, которые имеют среднегодовой пробег 10000 км; 13 грузовых автомобилей с грузоподъемностью от 2 до 5 т, работающих на бензине А-80 и имеющих средний годовой пробег 30000 км; 2 средних автобуса, работающих на дизельном топливе и имеющих среднегодовой пробег 8000 км. Автобусы используются организацией для перевозок служащих в черте города. Оценить среднегодовой выброс СО от автотранспорта этой организации.
ЗАДАЧА №1
Рассчитать валовый выброс вредных веществ (оксида углерода - СО, оксидов азота - N0х, углеводородов - СН) от автотранспорта предприятий по территории города за год. Исходные данные следующие:
-годовой пробег (в млн.км) грузовых автомобилей с бензиновым ДВС - Lх; грузовых автомобилей дизельных - LУ; автобусов бензиновых - Lz ; автобусов дизельных – Lw ; легковых автомобилей - Lr, (значения годовых пробегов для каждого варианта расчета см. в таблице 1.5);
-пробеги внутри перечисленных групп автомобилей распределяются пропорционально структуре парка: легковые автомобили с рабочим объемом двигателя менее 1,3 л - 24%, 1,3-1,8 л - 65%, 1,8 л и более -11%; грузовые с бензиновым двигателем грузоподъемностью 0,5-2,0т- 18%, 2,0-5,0т - 68%, 5,0-8,0т-11%, 8,0т и более - 3%; грузовые с дизельным двигателем грузоподъемностью 2,0-5,0 т - 4%, 5,0-8,0 т -5%, 8,0-16,0 т - 76%, 16,0 т и более - 15,0%; автобусы с бензиновым двигателем особо малого класса (габаритной длиной менее 5 м) - 2%, малого класса (6,0-7,5 м) -15%, среднего класса (8,0-9,5 м) - 63% (в том числе маршрутные - 50% от общего количества автобусов данного класса), большого класса (10,5-12,0 м) - 20% (все маршрутные); автобусы с дизельным двигателем все маршрутные, в том числе среднего класса - 1%, большого класса - 44%, особо большого класса -55%;
-пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автотранспортных средств и поправочные коэффициенты (коэффициенты влияния) задаются.
Таблица 1.5
Годовые пробеги АТС по территории города, млн.км
№ п/п | Lх | Lу | Lz | Lw | Lr |
472,41 | 70,59 | ||||
944,82 | 141,18 | ||||
321,44 | 48,55 | 201,3 | 20,4 | 601,2 | |
567,98 | 75,66 | 276,7 | 25,4 | 640,3 | |
984,33 | 154,62 | 521,6 | 47,6 | ||
523,55 | 73,84 | 260,1 | 23,9 | 625,6 | |
237,77 | 43,67 | 168,4 | 18,3 | 469,6 | |
72,34 | 256,8 | 22,7 | 619,2 | ||
671,44 | 83,25 | 307,8 | 26,1 | 651,7 | |
338,91 | 50,72 | 21,1 | 607.8 | ||
427,53 | 71,24 | 243,5 | 24,1 | 630,7 | |
489,22 | 73, 6в | 253,6 | 24.9 | 636,9 | |
978,35 | 151,31 | 504,6 | 43,8 | ||
867,23 | 132,61 | 438,1 | |||
237,88 | 43,55 | 172,9 | 19,7 | 578,9 | |
776,88 | 92,23 | 315,6 | 27,4 | 770,9 | |
456,23 | 72,44 | 243,7 | 24,3 | 635,8 | |
589,07 | 76,61 | 253,3 | 25,1 | 660,1 | |
234,79 | 41,33 | 165,2 | 19,3 | 576,1 | |
328,99 | 71,56 | 262,6 | 760,3 |
Результаты расчетов представляются в виде итоговой таблицы, форма которой задается (см. форму 1.1).
По результатам расчета должны быть сделаны выводы, содержащие ответы на следующие вопросы:
- какая группа автомобилей дает наибольший вклад в загрязнение атмосферы по сумме всех компонентов (СО, СН, N0х)?
- какая группа автомобилей дает наибольший вклад в загрязнение атмосферы по оксиду углерода (СО )?
- какая группа автомобилей дает наибольший вклад в загрязнение атмосферы по оксидам азота ( N0х)?
Форма 1.1
Форма представления результатов расчета | ||||||||
Группы и классы АТС | Выброс СО | Выброс СН | Выброс N0х | СО+СН+NOх | ||||
т | %*) | т | %*) | т | %*) | т | %*) | |
Легковые с бензин. ДВС рабочим объемом | ||||||||
менее 1,3 л | ||||||||
1,3-1, 8 л | ||||||||
1,8 и более | ||||||||
Итого | ||||||||
Грузовые с бензин. ДВС грузоподъемностью | ||||||||
0,5-2,0 т | ||||||||
2,0-5,0 т | ||||||||
5,0-8,0 т | ||||||||
8,0 т и более | ||||||||
Итого | ||||||||
Грузовые с дизельными двигателями грузоподъемностью | ||||||||
2,0-5,0 т | ||||||||
5,0-8.0 т | ||||||||
8,0-16,0т | ||||||||
16,0т и более | ||||||||
Итого | ||||||||
Автобусы с бензиновым ДВС прочие | ||||||||
менее 5 м | ||||||||
6,0-7,5 м | ||||||||
8,0-9,5 м | ||||||||
Итого | ||||||||
Автобусы с бензиновыми ДВС маршрутные | ||||||||
8,0-9,5 м | ||||||||
10,5-12,0 м | ||||||||
Итого | ||||||||
Автобусы с дизельными ДВС маршрутные | ||||||||
8,0-9,5 м | ||||||||
1 0,5-12,0 м | ||||||||
более 12,0 м | ||||||||
Итого | ||||||||
Всего выбросы вредных веществ |
*}- проценты берутся по отношению к выбросу "всего» .