ИС «Почта – Коммунальные платежи»
ИС «Почта – Коммунальные платежи» предназначена для централизованной обработки данных о платежах, принятых от населения в пользу муниципальных и коммерческих организаций. Создание ИС «Почта – Коммунальные платежи» обусловлено необходимостью повышения эффективности операций по финансовому посредничеству путем их автоматизации.
ИС «Почта – Коммунальные платежи « является составной частью программной системы (ПС) «Почта – Ораганизация». ИС «Почта – Коммунальные платежи» содержит собственный модуль для ПКТ WinPоst.
Основными функциями системы являются:
· приём данных от ОПС в электронном виде;
· ввод информации, поступившей от немеханизированных ОПС: ввод платежей отдельно по каждой квитанции и по пачкам квитанций;
· ввод информации с квитанций с использованием сканера штрих-кода;
· формирование и передача файлов с данными платежей в коммунальные и другие организации;
· генерация отчётов по принятым и обработанным платежам.
В системе имеются следующие настройки, обеспечивающие ее гибкость и полно функциональность:
· иерархическая структура объектов, формируемая в соответствии с условиями рынка коммунальных услуг;
· различные виды штрих кодов;
· различные типы и структура входных и выходных файлов;
· алгоритмы расчета налогов, дохода и перечислений;
· методы обработки платежей, вызываемые по определённым событиям;
· репозиторий информации.
В системе формируются следующие документы:
· справка по платежам пункта приема;
· справка по платежам контрагента;
· накладная в бухгалтерию;
· реестр накладных в бухгалтерию;
· накладная на переданные платежи;
· результаты сверки с дневником формы 130;
· квиток для пачки квитанций.
Кроме того, используются и централизованно внедряются следующие системы сторонних поставщиков:
· ИС Галактика – автоматизация бухгалтерского учета.
· ИС Гарант – информационно-правовая система.
· ИС Планово-финансовый учет и анализ.
· ИС Система управления имуществом и капитальным
· строительством ФГУП «Почта России».
· ИС Зарплата и кадры – единая система расчета заработной платы
· и управления кадрами Организации.
· ИС Управление автотранспортным хозяйством.
Глава 2. Характеристика информационной системы почтового отделения (Город Киров)
2.1 Описание почтового отделения № 4 (город Киров)
Кировский почтамт по роду своей деятельности доставки почтовых отправлений и всех видов выплат охватывает 4 района, расположенных на территории г. Кирова: Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Нововятский.
В работе исследуется деятельность отделения № 4 г. Кирова. Адрес и реквизиты филиала ФГУП «Почта России» Городское отделение почтовой связи №4, г. Киров: 610004 ул. Ленина, 15, г. Киров, Кировская обл.
В своей деятельности сотрудники организации руководствуются:
· уставом организация и должностными инструкциями;
· законодательными и нормативными документами, регламентирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организация;
· методическими материалами, касающимися деятельности организация;
· правилами трудового распорядка.
Управление деятельностью организации осуществляется руководителем организация, который руководствуется:
· действующим законодательством Российской Федерации;
· приказами и распоряжениями руководства;
· внутренними положениями и правилами, действующими в организации;
· должностными инструкциями.
Трудовые отношения сотрудников и руководителя, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде и коллективным договором.
Выполнение работы сотрудников предпиятия регламентируется должностными инструкциями, планами работ и правилами внутреннего распорядка.
Услуги филиала № 4 в г. Кирове почты России:
· письменная корреспонденция;
· бандероли и посылки;
· отправление 1 класса;
· экспресс-почта EMS Почта России;
· денежные переводы «КиберДеньги»;
· коммунальные платежи;
· погашение кредитов по почте;
· доставка пенсий и пособий;
· распространение печати по подписке.
Организационная структура представляет собой совокупность подразделений предприятия, а также их взаимосвязи. Оргуструктура распределяет между подразделениями управленческие задачи, а также определяет полномочия, ответственность должностных лиц и руководителей [26].
Организационная структура филиала ФГУП «Почта России» Городское отделение почтовой связи №4, г. Киров, представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Организационная структура городского почтового отделения №4 г. Киров
Оргнизационная структура является линейно-функциональной [27].
2.2 Описание информационной системы почтового отделения № 4 (город Киров)
Существующая информационная система предназначена для учета обслуживания клиентов почтовогоотделения.
На функционирование системы оказывают влияние внешние сущности. В качестве внешних сущностей выступают клиенты, звонки и оператор связи.
Существующий программный продукт позволяет:
· проводить контроль и организацию почтовой связи;
· автоматизировать процесс заполнения, расчета и учета почтовых отправлений;
· вести учет затрат времени на оформление бланков и подсчет денежных сумм.
Информационная система организации решает следующие задачи:
· регистрация оператора связи;
· заполнение и отправка почты с автоматическим вычетом стоимости, учитывая все затраты и налоги;
· ведение справочников по товарам, тарифам, реквизитам;
· ввод или корректировка информации о заказчике и содержимом заказа.
При заполнении данных заказа информация по товару заполняется из справочника. Учитывается общий вес и габариты отправления – при невозможности отправить все вещи в одной посылке, указывается, что товары следует разделить на несколько отправлений. Тариф рассчитывается по справочнику с учетом региона получателя:
· ввод или корректировка информации об отправленных посылках.
· ведение данных по оплате, форма заполнения перевода наличных со всеми автоматическими вычетами;
· сохранение в базе данных информации о совершенных операциях и их содержание;
· организация фильтрации информации в базе данных;
· сдача оператором денежных средств из кассы в конце дня.
Выполним идентификацию основных видов информации, циркулирующих между системой и внешними объектами. Для этой цели составим список событий в виде матрицы ELM (таблица 5).
Таблица 5 – Матрица списка событий
№ | Описание события | Реакция |
Новый клиент предоставляет свои данные | Оператор связи создает личную карточку клиента | |
Клиент вносит аванс | Оператор связи открывает счет для клиента | |
Клиент оформляет бланк отправления | Оператор связи предоставляет услугу связи или отказывает в услуге | |
Клиент совершает оплату | Со счета клиента снимается сумма, равная стоимости отправления | |
Руководство запрашивает отчеты | Формирование отчетов |
На основе приведенной таблицы выделена классификация множества требований, которые предъявляются к существующей ИС, а затем организовать их в основные функциональные группы – процессы.
Основные функции ИС – это оказание услуг почтовой связи клиентам, предоставление возможности выбора тарифов, корректировки счета клиента и подготовки отчетов для руководства.
Диаграммы потоков данных – графическое средство для изображения информационного потока и преобразований, которым подвергаются данные [5]. Система представляется в виде иерархии диаграмм потоков данных, описывающих асинхронный процесс преобразования информации с момента ввода в систему до выдачи пользователю. На каждом следующем уровне иерархии происходит уточнение процессов, пока очередной процесс не будет признан элементарным [3].
В основе модели лежат понятия внешней сущности, процесса, хранилища (накопителя) данных и потока данных [9].
Внешняя сущность – материальный объект или физическое лицо, выступающие в качестве источников или приемников информации (в данной работе ими являются цеха, покупатели и руководство). Поток данных – процесс передачи некоторой информации от источника к приемнику (событие формирует входной поток, реакция – выходной поток.). Т.е. диаграмма иллюстрирует, как потоки данных от внешних сущностей трансформируются соответствующими процессами (или подсистемами), сохраняются накопителями данных и передаются другим внешним сущностям – приемникам информации [15, 20].
Построение диаграмм потоков данных выполняется в два этапа [24]:
1 этап – построение контекстной диаграммы, которая определяет наиболее общий вид системы. На такой диаграмме показывают, как разрабатываемая система будет взаимодействовать с приемниками и источниками информации. Контекстные диаграммы бывают двух уровней – верхнего и нулевого.
2 этап – детализация процессов, присутствующих на контекстной диаграмме нулевого уровня.
Для завершения анализа функционального аспекта поведения существующей системы построим диаграммы потоков данных в соответствии с методологией IDEF0 [7]. Данный документ содержит контекстную диаграмму и диаграммы, детализирующие процессы, описывающие работы по учету работы оператора связи.
Контекстная диаграмма верхнего уровня сопровождается описанием цели разработки и указанием, с какой точки зрения составлен данный документ [36].
В рамках функциональномого моделирования существующей системы поставлена цель четко определить ее реально используемые функции учета, входную и выходную информации, необходимые для выполнения работ по оказанию услуг связи клиентам, подготовки отчётов о работе для руководства [18, 29].
Точка зрения: документ написан с позиции оператора связи. Начальная контекстная диаграмма изображена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Начальная контекстная диаграмма работы оператора связи в рамках существующей информационной системы
Входы:
· Данные клиента.
· Запрос на услугу.
· Аванс.
Выходы:
· Отказ в услуге.
· Услуга связи.
· Отчет «Квитанция об оказанных услугах».
Управление:
· Действующее законодательство.
· Внутренние распорядительные документы.
Механизмы
· Руководство почтового отделения (ПО).
· Автоматизированная система.
Для завершения анализа функционального аспекта поведения системы строится диаграмма декомпозиции (рисунок 9).
Рисунок 9 – Диаграмма декомпозиции нулевого уровня
Рисунок 10 – Диаграмма декомпозиции первого уровня»Оформить клиента»
Рисунок 11 – Диаграмма декомпозиции первого уровня «Принять заказ»
Перечень выходных данных и их реквизитов по всем процессам представляется в таблице 6.
Таблица 6 – Перечень выходных данных
Идентификатор потока данных | Наименование реквизита |
Ввод нового тарифа, редактирование, удаление | Учетная запись тарифа |
Оформление нового клиента | Личная карточка |
Новый счет | |
Осуществление услуги | Услуга связи/ отказ в услуге |
Учетная запись услуги | |
Определение тарифа | Стоимость единицы услуги |
Расчет стоимости | Данные о тарифах |
Подготовка отчетов | Отчет |
Входная информация бизнес процессов представлена в таблице 7.
Таблица 7 – Перечень входных данных
Идентификатор потока данных | Наименование реквизита |
Ввод нового тарифа, редактирование, удаление тарифа | Код тарифа |
Название тарифа | |
Код услуги | |
Стоимость единицы услуги | |
Осуществление услуги | Название услуги |
Факт наличия аванса | |
Факт регистрации клиента | |
Факт соответствия услуги внутренней распорядительной документации ПО | |
Определение тарифа | Код услуги |
Номер счета | |
Код тарифа | |
Дата выполнения услуги | |
Расчет стоимости | Стоимость единицы услуги |
Совершение оплаты | Стоимость услуги |
Подготовка отчетов | Отчет |