Координирование зданий и сооружений
Для точного закрепления всех проектируемых зданий и сооружений и устройств и дальнейшего переноса их на местность наносится строительная координатная сеткатак, чтобы ее оси были параллельны осям основных зданий.
Сторона квадрата строительной сетки равна 10см независимо от масштаба чертежа.
Например,
при М 1:500 сторона квадрата строительной сетки составляет 50м, М1:1000 – 100м,
М 1:2000 – 200м,
М 1:5000 – 500м,
М 1:10000 – 1000м,
М 1:20000 – 2000м.
Начало координат принимают в нижнем левом углу чертежа. Оси строительной геодезической сетки обозначают арабскими цифрами, соответствующими числу сотен метров от начала координат, и прописными буквами русского алфавита:
0А (начало координат); 1A; 2A; 3A – горизонтальные оси;
0Б (начало координат); 1Б; 2Б; 3Б – вертикальные оси.
Пример приведен на рисунке:
Пересчет координат, вычисленных в некоторой системе, принятой при производстве съемки, в строительную, может быть произведен следующим образом.
Схема для пересчета координат из одной системы в другую
Если поворот оси выполнен против часовой стрелки (а), то новые координаты находятся по формулам:
АМ=Δx sin α +Δy cos α =/ xM - xO/ sin α + /yM - yO / cos α
БМ=Δx cos α - Δy sin α =/ xM - xO/ cos α - /yM - yO / sin α
Если поворот оси выполнен по часовой стрелке (б), то новые координаты находятся по формулам:
АМ= - Δx sin α +Δy cos α = - / xM - xO/ sin α + /yM - yO / cos α
БМ=Δx cos α - Δy sin α =/ xM - xO/ cos α + /yM - yO / sin α
Где α – угол между направлениями осей Б и Х;
xM и yM – координаты точки М в системе координат съемки;
xO и yO - координаты точки О –начала новой системы координат в системе координат съемки;
АМ и БМ - координаты точки М в новой системе координат.
Строительная сетка координат облегчает расчет при проектировании, так как ее оси параллельны большинству зданий и устройств предприятия, а ее перенос на местность облегчает разбивку сооружений при строительстве предприятия.
Практика показала, что разбивка строительной сетки в натуре (на местности) не достигает цели, т.к. значительная часть знаков, попадающая под здания и сооружения, уничтожается, часть знаков не может быть использована или пользование ими затруднено вследствие большого расстояния между ними или отсутствия просматриваемости. Поэтому взамен разбивки строительной сетки применяются линии базисов, располагаемых в разрывах между красными линиями застройки.
Точки линии базисов должны быть закреплены в натуре монолитами, применяемыми для закрепления пунктов полигонометрии. Месторасположение линий базисов устанавливается при разработке проектного задания и выбирается так, чтобы они не совмещались с транспортными и инженерно-техническими коммуникациями.
Положение зданий и сооружений фиксируется координатами их углов. Под углами зданий понимаются точки пересечения разбивочных осей наружных стен или крайних рядов колонн.
ü Если здание имеет правильную прямоугольную форму и его оси параллельны сетке координат, координируются два противоположных угла здания.
ü При сложной конфигурации здания, сооружения или расположении его не параллельно осям строительной сетки координаты проставляются во всех углах здания.
ü Для центрических сооружений проставляются координаты центра и одной характерной точки, а также диаметр.
ü Для линейных сооружений проставляют координату оси или координаты начала и конца отдельных участков.
Координирование железнодорожных путей производится по их осям. При этом координируются:
ü Вершины углов поворота;
ü Центры стрелочных переводов;
ü Упоры тупиковых путей.
По безрельсовым дорогам координируются углы поворота и точки пересечения осей дорог.
По инженерно-технические коммуникации координируются углы поворота и смотровые колодцы.
Должны быть установлены координаты углов наружного ограждения промплощадки.
Для различных предприятий приняты различные способы обозначения координат в зависимости от сложности объекта и времени начала проектирования предприятия.
На линейных объектах (транспортные сооружения) координатная сетка вообще не создается.
Для закрепления всех проектируемых зданий и сооружений и устройств и дальнейшего переноса их на местность наносятся линии привязок, т.е. размерные линии в характерных местах, например расстояние от оси железнодорожного пути до разбивочной оси здания.
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3: