Состав и взаимосвязь помещений
Посещения музея разделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или сотрудниками музея они разделяются на две основные зоны: А - посетительскую, Б - служебную.
Помещения и функциональные зоны музея приведены в табл. 8.
Таблица 8
№ п . п . | Вид помещений по назначению | Функциональные зоны музея | |
А - посетительская | Б - служебная | ||
1 . | Основные | Постоянная экспозиция , временные выставки | Фондохранилища |
2 . | Вспомогательные | Кинолекционный зал, кружковая, зона отдыха, помещения для информации | Рабочие помещения сотрудников, лаборатории , мастерские, библиотека |
3 . | Обслуживающие | Вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санузлы | Служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санузлы, технические помещения |
Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения площадей следующие:
экспозиционные залы - 45 - 55 %;
фондохранилища - 20 - 25 %;
вспомогательные и обслуживающие помещения - 25 - 35 %.
Исходя из общности функционального назначения и внутренней взаимосвязи, в составе музея выделяют следующие основные группы помещений:
вестибюль;
экспозиционные залы;
лекционный зал;
административные, рабочие и подсобные помещения;
лаборатории и мастерские;
фондохранилища;
технические помещения.
Вестибюль. С вестибюля начинается развитие архитектурного пространства музея. Здесь посетители получают свое первое впечатление от музея.
Планировочная и пространственная организация вестибюля подчиняется выполнению следующих функций: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, сувениров и буклетов. Здесь возможно проведение кратковременных выставок. На площади вестибюля желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.
Вестибюль является важным коммуникационным узлом, где начинаются и заканчиваются маршруты осмотра. Из вестибюля должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы, в администрацию и кружковые комнаты. Помимо главного вестибюля для посетителей в музеях желательно иметь служебный вестибюль для персонала.
Расчет вестибюльной группы следует вести исходя из максимальной единовременной вместимости музея , которая составляет 1 /5 общего количества посетителей в день. В случае, если вестибюль одновременно обслуживает помещения для дополнительных видов деятельности, следует прибавить вместимость и этих помещений.
Площади входной группы помещений рассчитываются на единицу, м2: для гардероба - 0,08 ; для хранения сумок, портфелей - 0 ,04 ; для вестибюля - 0 ,2 - 0 ,3 .
Гардероб желательно устраивать в уровне главного входа в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами и коммуникационными узлами, лестницами, лифтами и пр. при многоэтажном по ст роении экспозиции, гардероб следует размещать в стороне от основного пути движения.
В небольших музеях касса, киоск и контроль могут быть объединены в одном месте.
В вестибюле проектируются также посты охраны, включая пожарный. В крупных музеях предусматривается медпункт. При проектировании вестибюля следует обратить особое внимание на размещение контроля, который разделяет вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную.
До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, киосками, буфетом, курительными и санузлами, за контролем - входы в выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские.
Буфет рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей и функционально связан с вестибюлем; включает зал обслуживания, стойку раздачи с соответствующим технологическим оборудованием и подсобной, требующей естественного освещения.
Экспозиционные залы - ведущий элемент в функциональной структуре и архитектурной экспозиции здания. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством - определяется на з начением и спецификой экспозиции.
Общие требования к экспозиционным зала м:
пространственно-планировочное и художественное решение залов в соответствии с тематическим назначением экспозиций;
возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;
возможность внесения изменений в структуру залов во времени в свя з и с пополнением и обновлением экспозиций;
связь с открытой экспозицией;
включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.
Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов.
При многоэтажном размещений экспозиций предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо. В экспозиционных залах требуется соблюдение следующего температурно-влажностного режима: 18 - 22 °С и 55 - 60 % влажности воздуха. Для контроля за температурно-влажностным режимом залы оборудуются соответствующими приборами.
В залах предусматривается охранная и противопожарная сигнализация.
Наиболее распространенным типом композиции зданий музея является расположение экспозиций вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Расположение экспозиции выше третьего этажа нежелательно , что не исключает в конкретных условиях многоэтажных композиций.
Одноэтажная композиция создает максимум удобств как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и освещения. Преимущества этого типа планировки - возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов. Сокращение путей перемещения посетителей и экспонатов ограничивает применение распластанных композиционных решений зданий для крупных музеев.
Высотная композиция музея определяет вертикальное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая формируется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, администрация, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали.
Сравнение одно- и многоуровневых композиций приведено в табл. 9.
Специальные требования для музеев различных профильных групп. В художественных музеях: желательность естественного освещения в залах с экспозицией картин. Ориентация светопроемов предпочтительна на северную сторону горизонта. Экспонирование произведений графика представляется целесообразным в специальные залы.
Таблица 9
Композиция | Преимущества | Недостатки |
Одноуровневая | Назначение площадей, высот помещений и освещения в зависимости от характеристики экспонатов, гибкость использования помещений, возможность расширения, связь с природным окружением | Необходимость значительной территории для строительства и перспективного расширения, большая протяженность инженерных сетей |
Многоуровневая | Экономное использование территории, сокращение инженерных и транспортных коммуникаций | Ограничения расширения здания и перераспределение площадей помещений. Однообразие архитектурно-планировочного решения различных помещений , цельность восприятия экспозиции затруднена |
В краеведческих музеях членение экспозиции производится на три основных отдела (природа, история досоветского периода и история советского периода ). Экспозиция отдела природы может получить большую планировочную самостоятельность. Наибольшую планировочную гибкость должны представлять залы истории советского периода.
Примерное распределение экспозиционных площадей краеведческих музеев по отделам, % :
отдел природы ............................................. 15 - 25
отдел истории досоветского периода .........25 - 35
отдел истории советского периода ...............до 55
В небольших музеях (с экспозиционной площадью 500 м2 ) следует предусматривать возможность организации в экспозиции мест проведения встреч, показ кинофильмов, а также временных выставок.