Тема 1.2. Цвет и цветовая композиция
Цвет в ландшафтной композиции – важнейший элемент ее построения и восприятия.
И.Ньютон пришел к выводу, что цвет спектра можно рассматривать в виде круга, где между цветами существует множество последовательных переходов.
Рис. 14. Цветовой круг
Основные цвета– красный, желтый и синий. Их нельзя получить путем смешивания других цветов.
Составные – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Каждый из этих цветов является смесью двух основных цветов.
Третичные цвета – расположены между основными и составными.
Теплые цвета находятся справа от желтого и фиолетового, холодные – слева. Чистые желтый и фиолетовый не являются ни теплыми, ни холодными.
Хроматическими называются цвета спектра (условное разделение, т.к. резких цветовых градаций в спектре нет). Ахроматические цвета – белый, черный, серый, которые характеризуются светлотой или ощущением яркости – в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях, черный – уменьшает объемность, усиливает теплые тона.
Дополнительными называются цвета, расположенные на одном диаметре цветового круга (друг напротив друга). При сопоставлении такие цвета дают наибольший контраст, усиливают друг друга (например, красный – зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый).
Цветовая композиция создается на основе контраста, либо нюанса. Наибольший контраст дают взаимо дополнительные цвета, а в трехцветной композиции – находящиеся на равных расстояниях в цветовом круге. Контраст может быть цветовой – сочетание разных тонов при равных яркостях – и яркостный – сочетание различных яркостей, равных по цветности.
Нюансная композиция строится на цветах, близких по цветовому тону и насыщенности. Нюанс – сочетания в пределах одного цвета, различаемые по светлоте. Контраст возбуждает внимание, а нюанс успокаивает, требует больше времени на восприятие.
Ахроматические цвета гармонируют со всеми цветами, увеличивая их насыщенность, разделяя в композиции плохо сочетаемые цвета.
Существует три основные характеристики цвета:
1) цветовой тон – качественная характеристика цвета, волновой состав отраженного потока
2) светлота (яркость) – количественная характеристика цвета, количество отраженной энергии
3) насыщенность (интенсивность) – степень цветности, соотношение чистого спектрального цвета с ахроматическим. Чистота цвета зависит от степени «разбавления» цвета ахроматическим. Насыщенность снижается при добавлении небольшого количества дополняющего цвета, при сочетании нескольких цветов.
Цвет воспринимается человеком разносторонне, с участием всех чувств. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать чувства веселья или печали. Теплые цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе, холодные (синий, голубой) – успокаивающе. Зеленый обеспечивает равновесие. На психологическом и физиологическом воздействии цвета основана цветотерапия, которая использовалась еще в средние века.
Восприятие цвета зависит от соотношения цвета и фона, от особенностей освещения, от расстояния и воздушной перспективы. Связь явлений освещенности и цвета отражается в понятии цвето – световой среды ландшафта – совокупности климатических и погодных условий, светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, вода, камень) и строений, цвета листвы растений. Цвета нейтрализуются при ярком свете, в тени, в отбрасываемой тени, на большом расстоянии. Цвет объекта меняется при различном освещении. Например, зеленое дерево при солнечном освещении – желто-зеленое, а в пасмурную погоду – сине-зеленое. При электрическом освещении красные цвета кажутся более насыщенными, а синие – наоборот. Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках – сине-голубые.
Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, поэтому сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунков. Насыщенность цветов уменьшается при сочетании нескольких цветов – тем больше, чем ближе цвета расположены в цветовом круге. Контраст усиливается с увеличением различий в светлоте и насыщенности используемых цветов.
Основные схемы организации цветов в композиции:
1) Монохромная цветовая схема – используют один цвет и его светлые, средние и темные оттенки. Схема создает настроение простоты и ясности.
2) Смежная цветовая схема – основана на использовании смежных цветов, расположенных рядом на цветовом круге. Цвета гармонируют из-за наличия у них общего цвета (например, красный, красно-оранжевый, оранжевый). Используют обычно три – пять цветов. Схема создает впечатление простоты, эмоциональная окраска композиции зависит от используемых цветов. Иногда в смежную цветовую схему включают цвет с противоположной стороны цветового круга для усиления другого цвета.
3) Дополняющая цветовая схема – основана на использовании дополнительных цветов, которые действуют как усилители и обусловливают драматичность восприятия схемы. Теплые и холодные цвета (например, синий – красный) также дополняют друг друга, но в меньшей степени.
4) Тройная цветовая схема – используют любые три цвета, при соединении которых на цветовом круге образуется равносторонний треугольник (например, красный – желтый – синий). Схема создает веселое, жизнерадостное настроение.
Условием создания красочных, гармоничных цветовых решений является соблюдение пропорций цвета каждого компонента в общей композиции. Это позволяет усилить и выявить доминирующий цвет, составляющий основу композиции и ослабить яркие тона.
Важнейшим средством создания гармоничных цветовых композиций является ритм – повторное использование одного цвета при различных размерах и формах объектов.
При создании перспективы следует учитывать, что теплые тона зрительно сокращают расстояние, холодные – увеличивают. Чистые тона в отдалении нейтрализуются в голубой дымке, при этом синие и голубые тона не изменяют цвет. Для создания глубины пространства на переднем плане используют желтые, оранжевые и красные оттенки, на дальнем – голубые и фиолетовые тона (темнолиственные породы, синие и голубые пятна цветников). Если сад слишком длинный и узкий, можно использовать яркие цвета на дальнем плане, мягкие тона – на переднем.
При проектировании цветовых композиций необходимо учитывать цвет зданий, ограды, мощения и даже интерьера, которые должны включаться в общую цветовую гамму ландшафтной композиции, а не разбивать ее. Учитывают также сезонные и возрастные изменения цвета.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные и составные цвета спектра.
2. Какие цвета спектра являются теплыми, а какие – холодными?
3. Назовите ахроматические цвета и дайте их характеристику.
4. Какие цвета называют дополнительными?
5. Как строятся контрастная и нюансная цветовые композиции?
6. Охарактеризуйте основные схемы организации цветов в композиции.
Задание 1. Разработать цветовое решение композиции абстрактных геометрических форм. Указать используемую цветовую схему и приемы композиции.
Задание 2. Разработать цветовое решение миксбордера с использованием контраста и нюанса, в теплой и холодной гамме.
Рис. 15. Схемы миксбордеров
Пояснения к выполнению задания.Выбранная цветовая схема должна быть четкой и хорошо просматриваться. Для правильного колористического решения миксбордера необходимо знать структуру смешанного бордюра, которая включает: 1) фокусное растение или несколько доминирующих растений, 2) дополняющие растения и 3) заполняющие растения, создающие фон. Фокусное растение является центром композиции и отличается яркой окраской, определяющей тональность всего миксбордера. Можно использовать несколько доминирующих растений, расположенных точечно и связывающих бордюр в единое целое. Дополняющие растения не должны конкурировать с доминирующими по яркости окраски. Заполняющие растения, окрашенные обычно в нейтральные тона – серые, серебристые, зеленые - используют для создания фона и заполнения свободных пространств.
При проектировании миксбордера используют повторение и ритм – как отдельных, фокусных растений, так и групп. Объединение растений в группы становится важнейшим элементом композиции, а повторяемость создает эффект целостности цветника. При этом растения могут располагаться отдельными куртинами с четкими границами или же контуры различных цветов могут иметь размытые очертания, что создается смешением и взаимопроникновением отдельных видов растений.
В миксбордере выделяют передний, средний план и фон. Центр миксбордера должен иметь наиболее яркую окраску. Используют также законы воздушной перспективы – растения с красной окраской цветков размещают на переднем плане, синего – на дальнем. Цвета должны располагаться в порядке светового спектра – от красного к желтому и от зеленого к синему при движении от переднего плана к дальнему.
Контрастные сочетания разделяют нейтральными тонами – зелеными, серебристыми. Белый цвет используют для подчеркивания оттенка.
На схемах миксбордеров (рис. 15) отдельные контуры соответствуют одному виду растений, их закрашивают в цвет цветков (или листьев у декоративно-лиственных растений).