II. Серьезные скептики

Многих скептиков нельзя назвать легкомысленными. Сегодня очень много людей действительно хотят познать истину, но совершенно заблудились в лабиринте своего скептицизма. Иметь дело с этой категорией людей интересней всего. В начале вашего общения неплохо задать следующие предварительные вопросы:

1. "Чему вы не можете поверить?" Постарайтесь получить как можно более полный ответ на этот вопрос, потому что многие люди считают себя скептиками, в то время как на самом деле верят великим основополагающим истинам. Кроме того, выяснив во что они верят, вы тем самым находите точку отсчета, оттолкнувшись от которой вы можете вести вашего собеседника к истинной вере.

2. Почему вы не можете поверить? Этот вопрос часто показывает человеку, насколько безосновательно его неверие.

3. Живете ли вы согласно тому, во что верите? Это даст вам возможность во многих случаях показать человеку, что его беда не столько в том, что он не верит, сколько в том, что ему не удается жить согласно своим убеждениям. Буквально на днях я беседовал с одним человеком, который сказал мне, что не может поверить, но не успели мы углубиться как следует в наш разговор, как нам стало ясно, что беда его была не столько в том, что он не мог поверить, сколько в том, что он не жил согласно тому, во что сам верил.

4. Во что вы верите? Разделите этот вопрос на несколько направлений: "Считаете ли вы, что существует безусловная разница между добром и злом?" "Верите ли вы в существование Бога?" "Верите ли вы в молитву?" "Вы верите хоть какой-то части Библии? Если да, то какой?"

Задав вашему собеседнику эти предварительные вопросы, приступайте сразу к главному - покажите ему, как поверить. Когда вы имеете дело с искренним скептиком, обратитесь к Иоан.7:17. В Библии нет отрывка более подходящего:

"Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю"

Этот стих указывает путь от скептицизма к вере, и Бог использовал его для спасения бесчисленного множества скептиков и атеистов. Вы можете сказать скептику:

- Итак, Иисус Христос делает вам хорошее предложение. Он не просит вас поверить без доказательств, но Он просит вас сделать то, что одобряет ваша совесть. и обещает, что если вы сделаете это, вы избавитесь от скептицизма и обретете знание. О чем же просит Иисус Христос в этом стихе? Может о том, чтобы вы творили волю Божью, т.е., чтобы вы подчинили свою волю Богу? Желаете ли вы сделать это?

Когда вы уладите этот вопрос, сделайте следующий шаг:

- Желаете ли вы провести честное исследование, чтобы выяснить, какова же воля Божья, чтобы вы могли исполнить ее?

Когда и этот вопрос станет ясным, спросите вашего собеседника:

- Верите ли вы, что Бог отвечает на молитвы?

Скорее всего скептик ответит, что не верит. Вы можете сказать ему:

- Я знаю, что Бог отвечает на молитвы, но конечно же я не жду, что вы примете мою точку зрения, но это вероятный ключ к познанию. Современная наука пользуется таким методом. Она рассматривает любой вероятный путь, который может привести к познанию чего-либо. Вы пообещали мне провести честное исследование, чтобы понять, в чем воля Божья. И я предлагаю вам испробовать этот способ, чтобы познать волю Бога. И если вы честно пообещали, то сдержите это обещание. Вам нужно молиться такой молитвой:

- О, Боже, покажи мне, является ли Иисус Христос Твоим Сыном или нет. И если Ты убедишь меня, что Он - Твой Сын, я обещаю принять Его своим Спасителем и исповедать Его перед миром.

Неплохо, если он сделает свое обещание более определенным и запишет его на бумаге. После этого покажите ему, что следует делать дальше. Прочитайте вместе Иоан.20:31:

"Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его"

Здесь говорится, что Евангелие от Иоанна написано, чтобы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Скажите вашему собеседнику:

- Итак, это Евангелие написано с целью показать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. А теперь возьмите Евангелие и читайте его честно и внимательно.

Скорее всего он скажет:

- Я читал его и раньше.

Вы же можете сказать:

- Я хочу, чтобы вы читали его по-новому. Читайте Евангелие следующим образом: возьмите несколько стихов за один раз и каждый раз перед чтением просите Бога пролить свет на отрывок, который вы собираетесь прочитать, и обещайте, что, если Он сделает это, вы примете те истины, которые откроются вам. Когда вы прочитаете таким образом все Евангелие, придите ко мне и сообщите результат.

Я бы еще раз рассказал ему, что он должен делать. Хорошо, если вы попросите, чтобы особое внимание он обратил на следующие стихи из Евангелия от Иоанна: 1:32-34; 3:2; 3:3; 3:16;3:18,19; 3:32; 3:34; 3:36; 4:10; 4:14; 4:23; 4:34; 4:52,53; 5:8,9; 5:22-24; 5:28,29; 5:40, 5:44; 6:8-14; 6:19; 6:27; 6:29; 6:35; 6:40; 6:66-68; 7:17; 7:37-39; 7:45,46; 8:12; 8:18; 8:21; 8:24; 8:31,32; 8:34; 8:36; 8:38; 8:42; 8:47; 9:17; 9:24,25; 9:35-39; 10:9; 10:11; 10:27-29; 10:30; 11:25,26; 11:43-45; 12:26; 12:32; 12:35,36; 12:42,43; 12:46; 12:48-50; 13:3; 13:13; 14:3; 14:6; 14:9; 14:15,16; 14:21; 14:24; 14:27; 15:5; 15:7; 15:9-11; 15:18,19; 15:23-26; 16:3; 16:7-11; 16:13,14; 16:24; 17:3; 17:5; 17:12; 17:14; 17:22; 17:24; 17:25,26; 18:37; 19:6; 19:7-8; 20:8; 20:24,25; 20:27-29; 20:31; 21:24.

Этот метод убеждения будет иметь успех, если, конечно, ваш собеседник выполнит все рекомендации.

Если же скептик не верит даже в существование Бога, вам придется начать на одну ступень ниже. Спросите его, верит ли он, что существует абсолютная разница между добром и злом. Если он ответит, что не верит, а такой ответ встречается исключительно редко, вы смело можете сказать ему, что он просто легкомысленный человек. Если же ответ будет утвердительным, спросите его, примет ли он сторону добра и будет ли он следовать за ним, куда бы оно его ни привело. Скорее всего он попытается увести вас в сторону вопросом: "А что такое добро?" Вы можете ответить, что вы не просите его принять вашу концепцию добра, а спрашиваете, примет ли он сторону добра и будет ли следовать за ним, куда бы оно его не привело и попытается ли он честно выяснить, что же такое добро. Затем скажите ему:

- Итак, вы не знаете, существует ли Бог и отвечает ли Он на молитвы или нет. Я знаю, что Бог существует и знаю, что Он отвечает на молитвы. Но я не прошу вас принять мою точку зрения. Однако здесь содержится возможный ключ к пониманию. Готовы ли вы последовать этим путем?

Если он откажется, вы сразу поймете, что перед вами не искренний скептик, и вы можете сказать ему об этом. Если же он согласится воспользоваться этим ключом, предложите ему следующую молитву:

- О, Боже, если Ты существуешь, покажи мне, является ли Иисус Христос Твоим Сыном или нет. И если Ты покажешь мне, что Он - Твой Сын, я обещаю принять Его своим Спасителем, и исповедать Его таковым перед миром.

Затем предложите ему читать Евангелие от Иоанна, как в предыдущем случае.

Если человек - неискренний скептик, это выяснится по ходу вашей беседы, и вы можете сказать ему, что проблема не в его скептицизме, а в его упрямом и злом сердце.

Если человек говорит, что не знает, есть ли абсолютная разница между добром и злом, вы можете сразу определить, что перед вами безнравственный человек. Повернитесь к нему и скажите мягко, но откровенно:

- Мой друг, в вашей жизни что-то не так. Ни один человек, стоящий на позиции добра в жизни, не будет сомневаться, что существует абсолютная разница между добром и злом. Скорее всего вы знаете, что такое зло, и ваша проблема заключается не в вашем скептицизме, а в вашем грехе.

Один человек, бескомпромиссный агностик, однажды пришел ко мне и изложил свои проблемы. Этот человек приобрел в жизни удивительный опыт. Он занимался унитаризмом, спиритуализмом, буддизмом, теософией и очень многими другими -измами. Этот человек находился в состоянии абсолютного агностицизма. Он не отрицал существование Бога, но и не утверждал этого. Он сказал мне, что я не смогу помочь ему, потому что он - это "особый случай", впрочем, случай был действительно особый. Но я все-таки надеялся ему помочь, потому что он мне показался человеком честным, а у меня в запасе был Иоан.7:17. Я спросил его, верит ли он, что существует абсолютная разница между добром и злом. Он ответил, что верит. Тогда я опять спросил, готов ли он принять сторону добра и будет ли он следовать за ним, куда бы оно его не привело. Он ответил, что готов. Я вызвал своего стенографиста и продиктовал приблизительно следующий текст обещания:

"Я верю, что существует абсолютная разница между добром и злом. Таким образом я становлюсь на сторону добра, чтобы следовать за ним, куда бы оно меня ни привело. Я обещаю провести честное исследование, чтобы выяснить, является ли Иисус Христос Сыном Божьим и, если я выясню, что Он таковым является, я обещаю принять Его своим Спасителем и исповедать его таковым перед миром".

Я вручил текст обещания моему собеседнику и попросил его подписать этот документ. Он внимательно прочитал его и подписал. Затем я сказал ему:

- Итак вы не можете знать, что Бога нет.

- Я не могу знать, что Бога нет. Всякий человек, утверждающий, что Бога нет - глупец. Я не утверждаю, что Он есть, но и не отрицаю Его существования.

Я сказал:

- Хорошо. Я знаю, что Бог есть, но вам от этого нет никакой пользы.

Затем я продолжил:

- Вы не знаете, что Бог не отвечает на молитвы.

- Нет, не знаю. Но я также не думаю, что Он отвечает на них.

Я сказал:

- Я знаю, что Бог отвечает на молитвы, но вам от этого нет никакой пользы, однако здесь скрывается возможный ключ к познанию истины. Итак вы - выпускник Британского университета. Вы знаете, что современная наука пользуется методом, который заключается в том, чтобы использовать любой возможный ключ к познанию, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Хотите использовать этот ключ? Тогда молитесь этой молитвой:

"О, Боже, если Ты существуешь, покажи мне, является ли Иисус Христос Твоим Сыном или нет. И, если Ты покажешь мне, что Он таковым является, я обещаю принять Его Своим Спасителем и исповедать перед миром"

Мой собеседник сказал:

- Да, я согласен поступить так, но все это ерунда. У меня особый случай.

Затем я открыл Иоан. 20:31 и прочитал:

"Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его"

Прочитав стих, я сказал:

- Иоанн написал это Евангелие, "дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий". А теперь возьмите Евангелие от Иоанна и читайте его, не пытаясь поверить, беспристрастно, поверив только тогда, когда вы сами убедитесь в том, что это истина.

Он сказал:

- Я читал его много раз и даже могу многое процитировать из него.

Я ответил:

- Я хочу, чтобы вы читали Евангелие от Иоанна по-новому. Читайте несколько стихов за один раз, и каждый раз перед чтением просите Бога, чтобы Он пролил свет на отрывок, который вы собираетесь прочитать, и обещайте, что будете поступать согласно тем истинам, которые Бог откроет вам.

Мой собеседник пообещал сделать все, как я сказал, но в конце добавил:

- Все это ерунда. У меня особый случай.

Мы обговорили с ним еще раз некоторые моменты и попрощавшись, расстались.

Вскоре после этого я встретил его снова. Он поспешно подошел ко мне и его первыми словами были:

- Вы знаете, в этом что-то есть.

Я сказал:

- Я знал это раньше.

Он продолжал:

- С тех пор, как я сделал то, что пообещал, меня как будто подхватило течением реки Ниагары и понесло.

Через несколько недель я опять встретил его. Все его сомнения исчезли. Учения людей, которых он раньше слушал с восхищением, стали для него полным безумием. Он избрал путь поиска истины Божьей, и Бог открыл ее для него. Он уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божьего и в Библию, как Слово Божье.

Пожалуй, нет более интересной группы людей, чем искренние скептики. К тому же с ними проще всего иметь дело. Многие боятся беседовать с ними, но опасаться их не следует. В Библии указан надежный путь от скептицизма к вере, нужно только стать на этот путь. Что касается легкомысленных скептиков, не стоит тратить на них слишком много времени. Достаточно просто указать им на некоторые места из Писания для исследования, и положиться на Духа Святого, Который донесет Слово до их сознания.

Наши рекомендации