С элементами биомеханики
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1.Движения позвоночного столба. 2.Движения ребер. 3.Движения головы. 4.Движения верхней конечности. 5.Движения нижней конечности. | Иметь представление об особенностях био-механики суставов человеческого тела. Знать строение, класси-фикацию мышц, морфофункциональ-ную характеристику каждой группы; классификацию суставов человеческого тела. Уметь моделировать суставы туловища и конечностей. | Классифицировать все крупные суставы тела человека, назвать дополнительные элементы. Указать мышцы, действующие на конкретный сустав (все виды движения в каждом суставе). |
Занятие №36. Биомедицинская антропология.
Методы оценки индивидуально-типологических особенностей
Физического развития человека.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Конституция, основные типы телосложения. 2. Основные компо-ненты сомы. 3. Формула расчета жировой, костной, мышечной массы тела. 4. Индекс Кетле (ИМТ), индекс Рорера. 5. Условия прове-дения антрометри-ческих измерений, инструментарий. | Иметь представление о конституции и соматотипе. Знать предмет и задачи биомедицинской антропологии, роль конституциональной диагностики в оценке физического здоровья. Уметь проводить антропометрическое исследование, определять компонентный состав тела, индексы Рорера и Кетле. | Дать определение конституции, соматотипу. Охарактеризовать компонентный состав тела. Составить примерную карту антропометрического исследования. Рассчитать по заданным параметрам индекс Кетле, индекс Рорера. |
Занятие №37. Итоговое занятие по теме «Миология».
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1.Мышцы и фасции головы, туловища, конечностей: места прикрепления, функции. 2.Треуголиники, клетчаточные пространства шеи. 3.Строение топографических образований верхней и нижней конечности. | Закрепить знания по анатомии скелетной мускула-туры и фасций туловища и конечностей; умения называть и находить на мышечном трупе основные анатомические образования и точки прикрепления скелетных мышц; находить варианты нормы и аномалии развития. | Показать на препаратах мимические и жевательные мышцы. Рассказать треугольники, фасции и клетчаточные пространства шеи. Показать на препаратах поверхностные и глубокие мышцы туловища, указать функции. Показать основные топографические образования верхней и нижней конечности. |
Занятие №38. Зачетное занятие по теме
«Опорно-двигательный аппарат».
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1.Скелет туловища и конечностей. 2.Скелет головы – череп. 3. Виды соединений костей. 4.Классификация диартрозов. 5.Характеристика соединений костей черепа, туловища, конечностей. 6.Мышцы, осуществляющие движения в суставах. | Иметь представление о развитии, функциях опорно-двигательного аппарата. Знать строение костей, образующих подвижные соединения, классификацию диартрозов. Уметь охарактеризовать неподвижные соединения костей. Уметь моделировать на костных препаратах суставы; на влажных препаратах показывать мышцы, действующие на сустав. | Ответить на вопросы тестовых заданий «Методических рекомендаций для подготовки к тестовому экзамену по анатомии человека» разделы «Остеология», «Артросиндесмология», «Миология». Ответить на вопросы экзаменационных билетов по теме «Опорно-двигательная система». |
СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Привес М. Анатомия человека. – СПб., 2004.
2. Гайворонский И. Нормальная анатомия человека: в 2-х т. – СПб., 2000.
3. Нетер. Атлас анатомии человека. – М., 2004.
Учебно-методическая литература
1. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека. / В.Г. Николаев и др. – Красноярск, 2005.
2. Методические рекомендации для подготовки к тестовому экзамену по анатомии человека (для студентов 1-2 курсов лечебного и педиатрического факультетов). – Красноярск, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..2
Занятие №1. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека. Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Позвонки: типичный позвонок.………………………………………………………………………….3
Занятие №2. Шейные, грудные, поясничные позвонки; крестец, копчик.
Ребра, грудина…………………………………………………………..…….….5
Занятие №3.Скелет верхней конечности. Скелет плечевого пояса: лопатка, ключица. Скелет свободной верхней конечности: плечевая кость…..………11
Занятие №4. Скелет свободной верхней конечности. Кости предплечья: лучевая и локтевая кости. Кости кисти….....……………………………….….16
Занятие №5. Строение костей таза. Бедренная кость...………………………21
Занятие №6.Скелет голени и стопы……………………………….….…...….25
Занятие №7. Итоговое занятие по теме «Остеология»….…………………...30
Занятие №8. Лобная, затылочная, теменная кости…..……………….………36
Занятие №9. Строение клиновидной и решетчатой костей..………………..40
Занятие №10. Строение височной кости. Каналы височной кости………….45
Занятие №11. Строение костей лицевого черепа…………………….………49
Занятие №12. Топография основания черепа…..…………………………….53
Занятие №13. Топография лицевого черепа…………………………………..57
Занятие №14. Итоговое занятие по теме «Краниология»…………………....61