Сагиттальная фронтальная горизонтальная

Николаев В.Г., Деревцова С.Н., Вериго Л.И.,

Никель В.В., Вахтина Л.Ю.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

(учебное пособие для самостоятельной аудиторной

и внеаудиторной работы

по дисциплине «Анатомия человека»

для студентов специальности 060103 «Педиатрия»)

Красноярск

Николаев, В.Г. Опорно-двигательный аппарат (учебное пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы по дисциплине «Анатомия человека» для студентов специальности 060103 «Педиатрия») / В.Г. Николаев, С.Н. Деревцова, Л.И. Вериго, В.В. Никель, Л.Ю. Вахтина. – Красноярск: типография КрасГМА, 2008. – 201 с.

Рецензенты:

профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии КрасГМА, д.м.н. Н.С. Горбунов;

председатель методической комиссии факультета ФМО, доцент,

к.м.н. Н.П. Батухтина

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМА (протокол № 7 от 13.06.2007 г.)

КрасГМА

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов на кафедре анатомии человека дает возможность изучить материал на практическом занятии или самостоятельно при подготовке домашнего занятия, используя традиционные и современные средства обучения. Так, все учебные комнаты оснащены таблицами, муляжами, влажными препаратами, трупным материалом по разделам дисциплины. В анатомическом музее кафедры широко представлены препараты всех органов и систем, включая возрастную и вариантную анатомию. В компьютерном классе создан банк мультимедиа-презентаций по изучаемым разделам анатомии, где представлены слайды теоретического и практического курса. Рентгенологические методы исследования органов и систем доступны для аудиторного и самостоятельного изучения на «Декаскопе», где расположено около 300 рентгенограмм.

«Методические указания для обучающихся» предназначены для студентов 1 курса специальности «Педиатрия», содержат необходимые рекомендации для подготовки к практическому занятию и аудиторной работе в учебные часы в 1 семестре.

Структура каждого занятия соответствует стандарту академии «СМК. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТА 4.2.01-07» и содержит название темы, значение и цели занятия, план изучения темы, основные понятия темы, список тем УИРС. План изучения темы включает контроль исходного уровня знаний в виде тестовых заданий или вопросов фронтального (письменного) опроса, самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя, контроль конечного уровня знаний (теоретические и практические вопросы, ситуационные задачи).

Перечень вопросов практических навыков помогает студенту определить круг анатомических образований, которые необходимо уметь показать на препаратах и назвать по-латыни. Для учебно-исследовательской работы предложены темы в каждом разделе дисциплины.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Учебное пособие для самостоятельной аудиторной работы

По дисциплине «Анатомия человека»

Для студентов специальности 060103 «Педиатрия»

Занятие №1.

1. Тема: Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека. Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Позвонки: типичный позвонок.

2. Значение темы:

Учебное – изучение анатомической терминологии, осей и плоскостей, применяемых в анатомии, является базой для последующего изучения клинических дисциплин.

Профессиональное – знание анатомической терминологии позволяет врачу ставить диагнозы, лечить и профессионально решать любые проблемы.

Личностное - развитие памяти, логики, навыков взаимодействия в коллективе, формирование бережного отношения к трупному материалу.

3. Цель занятия: в результате изучения темы студент будет

· иметь представление об организации учебного процесса на кафедре анатомии человека, об анатомической терминологии, используемой в медицине, о строении типичного позвонка;

· знать анатомическую терминологию, оси и плоскости, а также строение типичного позвонка;

· уметь различать оси и плоскости, использовать анатомическую терминологию и найти образования типичного позвонка.

4. План изучения темы

4.1. Контроль исходного уровня знаний

4.1.1. Тестовые задания (выбрать 1 правильный ответ).

Какие из перечисленных анатомических образований составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата?

а) мышцы

б) кости

в) сосуды

г) кожа

Укажите, какие функции выполняет скелет:

а) опорную

б) дыхательную

в) пищеварительную

г) выделительную

Укажите, какие различают оси:

а) вертикальную

б) прямую

в) изогнутую

г) выверенную

Укажите, какие различают плоскости:

а) вертикальную

б) сагиттальную

в) прямую

г) скошенную

Укажите, на какие две половины "рассекает" фронтальная плоскость тело человека:

а) левую и правую

б) верхнюю и нижнюю

в) переднюю и заднюю

г) латеральную и медиальную

Укажите, на какие две половины "рассекает" горизонтальная плоскость тело человека:

а) левую и правую

б) верхнюю и нижнюю

в) переднюю и заднюю

г) латеральную и медиальную

Укажите, на какие две половины "рассекает" сагиттальная плоскость тело человека:

а) левую и правую

б) верхнюю и нижнюю

в) переднюю и заднюю

г) латеральную и медиальную

Укажите, какой позвонок является типичным:

а) поясничный

б) шейный

в) грудной

г) копчиковый

Укажите, какие отростки имеются у позвонков:

а) мыщелковые

б) венечные

в) суставные

г) яремные

Какой отросток типичного позвонка "лежит" в сагиттальной плоскости?

а) поперечный

б) верхний суставной

в) нижний суставной

г) остистый

Укажите, какая основная часть имеется у позвонка:

а) тело

б) бугорок

в) суставная поверхность

г) зуб

Переведите слово "верхний" на латинский язык:

а) inferior

б) posterior

в) superior

г) anterior

Переведите слово "нижний" на латинский язык:

а) inferior

б) posterior

в) superior

г) anterior

Переведите слово "задний " на латинский язык:

а) inferior

б) posterior

в) superior

г) anterior

Переведите слово "передний" на латинский язык:

а) inferior

б) posterior

в) superior

г) anterior

Переведите слово "глубокий" на латинский язык:

а) externus

б) profundus

в) superficialis

г) internus

4.1.2. Вопросы исходного уровня знаний – фронтальный или письменный опрос.

1. Какое положение тела человека принято в анатомии за исходное?

2. Как называется положение, при котором орган располагается ближе к срединной плоскости?

3. Как называется положение, при котором орган располагается дальше от срединной плоскости?

4. Как называется положение, при котором орган располагается между двумя соседними образованиями?

5. Какие термины используют для определения положения органов, расположенных на различной глубине?

6. Что характеризуют термины проксимальный, дистальный?

7. Перечислите термины, используемые для обозначения величины?

8. Как называется расположение ближе к верхнему концу?

9. Как называется расположение ближе к нижнему концу?

10. Перечислите анатомические плоскости.

11. Перечислите анатомические оси.

12. Назовите синонимы терминов «передний», «задний».

13. Какое строение имеет позвоночный столб?

14. Перечислите функции позвоночника?

15. Чем определяется положение и форма позвоночника?

4.2. Основные понятия и положения темы

Позвонок

       
  сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru   сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru

Тело Дуга

Межпозвоночные поверхности 1. Ножка дуги позвонка:

сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru верхняя позвоночная вырезка

нижняя позвоночная вырезка

2. Остистый отросток

3. Поперечные отростки

4. Суставные отростки

 
  сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru

Позвоночное отверстие

Плоскости

           
  сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru   сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru   сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru
 
 

Сагиттальная Фронтальная Горизонтальная

сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru сагиттальная фронтальная горизонтальная - student2.ru

правый передний верхний

Левый задний нижний

Наши рекомендации