Важнейшие латинские суффиксы в биологической терминологии
В биологических терминах чаще всего употребляются суффиксы -āl- (-ār-), -āt-, -fĕr-, -gĕr-, -ŏl-, -ōs-, -ŭl-.
Суффикс -āl- и его разновидность -ār- употребляются у прилагательных 3-го склонения с двумя окончаниями и указывают на свойство (или принадлежность), определяемое производящей основой: frons, frontis f лоб — frontālis, e лобный; vulgus, i n масса, множество, толпа — vulgāris, e обыкновенный.
Суффикс -āt- является одним из самых распространенных в биологической латыни. Он употребляется у прилагательных 1—2-го склонений и чаще всего указывает на наличие органа или его части: rostrātus, a, um с клювом (rostrum, i n клюв); foliātus, a, um с листьями (folium, i n лист).
Суффикс -āt- может указывать и на другие свойства предмета, в том числе на его сходство с чем-то: maculātus, a, um пятнистый (macŭla, ae f пятно); ovātus, a, um яйцевидный (ovum, i n яйцо).
Суффиксы -fĕr- и -gĕr- являются синонимичными по смыслу. Они употребляются у прилагательных 1—2-го склонений и указывают на наличие какого-либо органа или его части. В русском языке им соответствует конечный элемент -носный: bulbĭger, ĕra, ĕrum луковиценосный (bulbus, i m луковица); ramĭfer, ĕra, ĕrum ветвеносный (ramus, i m ветвь).
Суффиксы -ŏl-, -ŭl- употребляются у существительных 1—2-го склонений и придают слову значение уменьшительности: folium, i n лист — foli-ŏl-um, i n листочек; ramus, i m ветка — ram-ŭl-us, i m веточка; spica, ae f колосок — spicŭla, ae f колосочек.
Суффикс -ōs- употребляется у прилагательных 1—2-го склонения и обычно придает слову значение «богатый каким-то признаком или качеством»: spongia, ae f губка — spongi-ōs-us, a, um губчатый; squama, ae f чешуя — squam-ōs-us, a, um чешуйчатый.
Суффикс -ōs- может также указывать на сходство с чем-то или на среду обитания: globus, i m шар — glob-ōs-us, a, um шаровидный; arēna, ae f песок — aren-ōs-us, a, um песчаный, обитающий на песке; saxum, i n скала — sax-ōs-us, a, um скалистый, обитающий на скалах.
Упражнение 1. Запишите термины в словарной форме, проанализируйте их морфологический состав и определите значение:
acutirostris, aequilātus, albĭfrons, angustifolius, araneomorphus, atropurpureus, brevicaudātus, ruficollis, tricŏlor, nigricornis, Firmicŭtes, dentiformis, flavimaculātus, florĭger, grandiflōrus, latifolius, longiracemōsus, arenōsus, magnifolius, ovātus, pauciflōrus, racemĭfer, rubrofuscus, spinicaudātus, umbelliflōrus, fructivŏrus, racemōsus, ramicŭlus, spicŭla, globŭlus, fibrōsus, Saccoglossa.
Упражнение 2. Допишите недостающий латинский словообразовательный элемент (корневой или суффиксальный):
рыжехвостый …caudus; обитающий в земле terri… ; летучие вещества растений, способные убивать бактерии phyton… ; роговидный …formis; с мягкой кожей teneri… ; зубовидный denti… ; колючконосный spini… ; подводный subaqu… ; многоцветковый …flōrus; плотоядный carni… ; белошеий albi… ; камнеломка (растение) …frăga; карпообразные Cyprino… ; обитающий на ветках …cŏla; волосистый pil… ; с черными пятнами; чернопятнистый …maculātus; крупнолистый magni… ; щитоносный scuti… ; двузубый bi… ; зонтичный, с зонтиком …ātus.
Занятие 20:Итоговый практикум по переводу терминов и терминообразованию
Упражнение 1. Определите грамматическую и словарную форму униноминальных терминов, раскройте их значение:
fungi, ribosomăta, Ferrobacteria, Heteroptĕra, Macropodīdae, Rhinophўta, Magnoliāles, Lichēnes, Liliĭdae, Gymnospermae, Urticāles, metamorphōses, radīces, rhizomăta, Lepidoptĕra, subspecies, articulatiōnes, cornua, Helianthus, zoospŏra, Cephalopŏda, Saccoptĕryx, Saccoglossa, Saxifrăga, Protocўti, Streptococci, caules, vasa, hormōna, Ranīdae, Mammalia, Magnoliophўta, Chlamidiāles, Rodentia.
Упражнение 2. Определите русские эквиваленты биноминальных терминов:
dolycŏris baccārum, Vicia septium, Ctenocephălus felis, Vulpes vulpes, Adōnis vernālis, Pastor roseus, Pinus palustris, Staphylococcus aureus, Fungi imperfecti, Trichophўton rubrum, Algae natantes, gemma dormiens, Lacerta saxicŏla, Haematobia irrĭtans, Beta perennis, Calosōma auropunctāta, Trichōma brevissĭmum, Tettigŏna viridissĭma, Apis mellifĕra, articulatio composĭta, Anser albĭfrons, Schistosōma japonĭcum, Entamoeba coli, ductus branchiāles.
Упражнение 3. Переведите на латинский язык:
фаланги пальцев, артериальная жаберная дуга, чешуевидные волоски, кости черепа, однолетние растения, половое воспроизведение клеток, короткое толстое корневище, фотосинтетическая радиация, отряд «чешуекрылые», число клеток в колониях, насекомоядное животное, соединительная артерия, у основания черепа, верхние отверстия, тончайший корень, с широчайшими листьями, мелкоплодная клюква, пиявка медицинская, капиллярные сосуды, широчайшая мышца спины, червеобразная личинка, метаморфоз листьев, органы зрения, мясистые плоды, волосяной покров, в полости носа, энергетический метаболизм, дезоксирибонуклеиновая кислота, нитраты.
Упражнение 4. Запишите латинские эквиваленты следующих терминов:
микобактерии, ацидофилы, бактероиды, автохоры, аэробы, вибрионы, реликты, гемикриптофиты, ксантофиллы, метаморфозы, мутации, мутагены, полиплоиды, стафилококки, трихомицеты, трихомы, фагоциты, хроматофоры, цистолиты, органеллы, фитонциды, прокариоты, полифосфаты, эритробактеры, сапрофиты, актиномицеты, биогельминты, псевдоподии, миомеры, фитогормоны, хромосомы, ценокарпии.
Упражнение 5. Образуйте названия семействи переведите их на русский язык:
Ciconia, ae f аист, Macrŏpus, ŏdis m кенгуру, Musca, ae f муха, Homo, ĭnis m человек, Picus, i m дятел, Equus, i m лошадь, Accĭpiter, tris m ястреб, Sciūrus, i m белка, Malva, ae f мальва, Betŭla, ae f береза, Laurus, i f лавр, Mycetophăgus, i m жук-грибоед, Fagus, i f бук, Rosa, ae f роза.
Упражнение 6. Образуйте названия отрядов (надотрядов, подотрядов) животных и порядков растений, переведите их на русский язык:
1) anūrus, a, um бесхвостый, coloptĕrus, a, um жесткокрылый, columbiformis, e голубеобразный, rodens, entis грызущий, gadiformis, e трескообразный, blattodeus, a, um тараканий, unquinātus, a, um копытный.
2) magnolia, ae f магнолия, Papāver, ĕris n мак, Cupressus, i f кипарис, Saxifrăga, ae f камнеломка, Pinus, i f сосна, Rosa, ae f роза, Fagus, i f бук.
Упражнение 7. Образуйте названия классов:
1) (животных): mammālis, e млекопитающий, acranius, a, um бесчерепной, agnăthus, a, um бесчелюстной, reptīlis, e пресмыкающийся, amphibius, a, um земноводный, piscis, is m рыба, avis, is f птица.
2) (растений): Pinus, i f сосна, Magnolia, ae f магнолия, Cicas, ādis f саговник, Gnetum, i n гнетум.
Упражнение 8. Образуйте термины, используя греческие ТЭ:
шеститычинковый, короткочленистый, жаброногие, губоцветный, первичножаберные, черноспоровый, длиннохвостый, скрытоплодный, разнородный, чешуекрылый, лепестковидный, питающийся растениями, многокрылый, расстройство питания, камнелюбивый, густолистый, человекообразный, голосеменной, маловолосый, птиценогие, широконосый, многокорневой, прямоветвистый, зеленые водоросли, брюхоногие, красотел (насекомое), разнокрылые, наружный зародышевый лист, имеющий внутреннее происхождение, доядерные организмы, пятипалый, красные клетки крови, питающийся при помощи грибов, солнцелюбивый, короткоязычковый, грибковое заболевание кожи, опыление цветковых растений птицами.
Упражнение 1. Образуйте термины, используя латинские ТЭ:
внутриклеточный, надкласс, противозачаточный, вырождение, равный по длине, белолобый, обитающий в песке, темно-бурый, двужгутиковый, короткохвостый, с белой шейкой, обитающий на ветвях, роговидный, желтопятнистый, крупноцветковый, немноголистый, плодоносный, пожирающий плоды, полуканал, обитающий на траве, вещества, убивающие сорняки, незрелый, широкохвостый, с длинными кистями, яйцевидный, волосистый, кистеносный, ветвистый, мешочек, колоскообразный, маленькая колючка, чешуйчатый, подпорядок, зонтиконосный, плотоядный, насекомоядный, узколистый, неплодородный, однополый.