Генезис и главнейшие этапы эволюции ухода за потомством

<...>

1) Можно считать доказанным, что факторами материнства у животных являются не одни самки, как это полагает часть авторов, и не один зародыш, как это полагают другие авто­ры, а являются и самка и зародыш, каждый из которых, хотя и бессознательно, играет активную роль и «работает» в пользу и в интересах своей индивидуальности.

2) Вследствие этого материнство у животных отнюдь не яв­ляется следствием стремления родителей сделать свой уход за детьми возможно более совершенным и продолжитель­ным (как это старались доказать авторы, выходившие в ре­шении задач из тезисов Дарвинова учения о том, что мате­ринское чувство людей всех рас и животных всех ступеней развития тождественно и что высшие формы животного Царства со стороны материнства представляют собою ре­зультат эволюции форм низших), а как раз наоборот: пред­ставляет собою продукт естественного отбора на почве си­стематически усложняющейся и непрерывной борьбы самки с потомством за существование.

3) Индивидуальность самки и ее интересы, будучи противоположными, интересам потомства, скажутся в том, что самка всегда обнаруживает совершенно определенно выраженную тенденцию уделять потомству лишь столько (пластического материала, времени насиживания, ухода за молодью и пр.), сколько это ему, безусловно, необходимо в данных условиях жизни, а если это по совокупности биологических условий возможно, то и совсем освобождать себя от забот о потомстве.

4) Индивидуальность потомства и его интересы, радикаль­ным образом противоположные интересам самки, сказы­ваются в том, что потомство всегда обнаруживает совер­шенно определенно выраженную тенденцию эксплуатиро­вать мать как можно более полно и разносторонне, а если по совокупности биологических условий это возможно, то и совсем поглотить индивидуальность самки в пользу сво­ей индивидуальности.

5) Интересы каждой из этих борющихся сторон строго охра­няются естественным отбором, пресекающим в самом же начале возможность уклонений той или другой из них, если она переступает границу безусловной необходимости. Другими словами, материнство в каждом данном случае

представляет собою среднее пропорциональное в борьбе интере­сов самки (индивидуальности) и потомства (вида), регулируемой естественным отбором в пределах средств и условий существо­вания данного вида.

Естественный отбор, поэтому устанавливает не только со­держание и форму, но и самую длительность материнского чув­ства каждого данного вида, определяя кривую постепенного его повышения и понижения.

Он представляет собою тот железный закон, с которым бо­роться не смеет не только особь, но и вид, составляющий лишь покорный субстрат для велений естественного отбора. Уста­навливаемая им средняя пропорциональная интересов инди­видуальности матери и потомства есть грань, через которую ни отдельные особи, ни виды не дерзают перешагнуть, не подозре­вая, разумеется, что эта грань существует.

И должно сказать, что от действия этого закона обе борю­щиеся стороны, и мать и потомство, в конечном итоге оста­лись в безусловном выигрыше: потомство и питается и охраня­ется все лучше и лучше, а индивидуальность матери становит­ся все более и более сильной, долголетней и независимой.

Сначала жизнь индивидуальности самки, как таковой, была величиной, равной нулю; самка, так сказать, оправдывала свое существование предстоящим деторождением, с окончанием ко­торого умирала, так как жизнь ее теряла смысл.

Затем индивидуальность самки становится величиной рав­ноценной с потомством, первоначально, однако, лишь под пред­логом вторичного воспроизведения, за которым следовала смерть; потом — третичного воспроизведения и, наконец, независимо от воспроизведения. Параллельно с этим роль потомства изменя­ется в обратном порядке: из хозяев они мало-помалу превра­щаются в сторону равнозначащую.

Мы увидим сейчас, что на земле человек только один, пользу­ясь силою своих разумных способностей, преступил этот желез­ный закон отбора, и преступил его дважды: сначала, когда ис­пользовал борьбу индивидуальности самки-матери с потом­ством в пользу первой из этих сторон, а потом, когда признал за побежденной стороной — ребенком — право на жизнь и взял эту жизнь под охрану общества, когда, другими словами, он противопоставил силе биологических законов силу своих ра­зумных способностей. Принимая во внимание всю совокуп­ность изложенного выше материала, мы получаем возможность представить общую картину эволюции материнского инстинк­та в форме такого линейного процесса (рис. 2).

Рис. 2

A B….C D …. E F …. G H

1) А-В — этап неопределенного материнства с относительно огромной затратой пластического материала, незначитель­ной затратой психической энергии на уход за потомством, как правило, почти полным поглощением индивидуально­сти матери-самки интересами потомства; лишь в исключи­тельно редких случаях тенденция к освобождению самки от «налога» в пользу потомства уже начинает выясняться.

2) C-D — этап неопределенного родительства заступает мес­то первого. Количество уделяемого на потомство пласти­ческого материала систематически понижается; затрата психологической энергии на уход за потомством систематичес­ки возрастает, стремление сократить и эту затрату начина­ет выявляться все определеннее; индивидуальность мате­ри-самки соответственно этому процессу приобретает все большую устойчивость.

3) E-F — этап определенного материнства замещает этап вто­рой. Количество пластического материала заметно идет на убыль; затрата психологической энергии, затрачиваемой на уход за потомством матерью-самкой, вполне очевидно стре­мится заместить затрату пластического материала как бо­лее выгодного для животного; параллельно с этим наблюда­ется стремление сократить и эту затрату и поставить индиви­дуальность самки-матери в возможно меньшую зависимость от интересов потомства. Уход за потомством в жизни самки занимает все меньше и меньшее время, зато самый уход ста­новится все более совершенным.

4. G-H — этап определенного родительства достигает послед­них ступеней эволюции материнства у животных; количе­ство пластического материала становится относительно нич­тожным; затрата психологической энергии вследствие разде­ления труда по уходу за потомством между самкою и самцом в значительной мере уменьшается; зато уход за потомством становится еще более разносторонним, чем у предшествую­щих групп животных, а достигаемые им результаты — еще более совершенными. Обезьяны имеют только одного дете­ныша и любят его с такою силою, что Лебон, например, утвер­ждает, что материнская любовь у некоторых обезьян разви­та больше, чем у человека, что мартышки никогда не пере­живают смерти своих детенышей и т. д. Отсюда некоторые ученые делают вывод, что материнское чувство есть живот­ное чувство и что женщины, обладающие этим чувством, пред­ставляют самые низшие формы человеческой эволюции.

Наши рекомендации