Спрашивание о методе заклания, при сомнении или незнании. (Основа в мясе харам).

В первом разделе мы разъяснили, что дозволяется потреблять лишь мясо животного, зарезанного мусульманином или обладателем Писания, который верит в своё Писание. Сейчас мы рассмотрим вопрос о спрашивании по поводу мяса. Некоторые современные учёные, не считают нужным спрашивание о мясе и его источнике.

В этом они опираются на хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах). Aль-Бухари передаёт, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, как некие люди обратились к пророку (да благословит его Аллах и приветствует):«Люди привозят к нам мясо, и мы не знаем, упоминалось ли имя Аллаха над ним или нет».Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Вы упомяните имя Аллаха и ешьте». Аиша добавила: «Они недавно обратились в Ислам». [См. «Фатх аль-Бари» (12/54), «Умдат аль-Кари» аль-Айни (21/118). «Аль-Джаухар ан-Накий аля ас-Сунан аль-Кубра» ибн ат-Туркмани (9/239)].

Этот хадис никак не относится к разногласию в нашем вопросе, т.к. в нём идёт речь о мясе животных, зарезанных мусульманами, а мясо зарезанное мусульманином дозволено к потреблению даже без выяснения, было ли упомянуто имя Аллаха или нет.

Именно поэтому аль-Байхаки посвятил этому целый раздел в своём сборнике «Сунан аль-Кубра» для данного хадиса под заглавием: «Раздел о том, как кто-то забыл упомянуть имя Аллаха при заклании, если его мясо дозволено в основе».[«Сунан аль-Кубра» (9/239)].

Сказал шейх ибн База:

"Следующий вопрос так же касается данной темы. В сборнике аль-Бухари пришел хадис, относительно новообращенных в Ислам людей. Некоторые сподвижники спросили пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): “О посланник Аллаха, люди недавно принявшие Ислам приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет“.Этот хадис опровергает мнение тех, кто после произнесения имени Аллаха, дозволяет употреблять мясо, которое поступает на рынки от неверных не из числа людей Писания. В этом хадисе нет схожести или же непонятности, чтобы взять его как довод на дозволение запретного мяса поминанием имени Аллаха, поскольку этот хадис был относительно мусульман, а не неверных. Тем самым исчезает данное сомнение или неясность этого вопроса. Вероятно пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) приказал им произнести имя Аллаха перед едой из предосторожности и устранения наущений шайтана, а не потому, что поминание имени Аллаха дозволяет запретное. А Всевышнему Аллаху, пречист Он, об этом ведомо лучше!" См. “Маджалятуль-джамиатиль-ислямия”.

Ибн Абдуль-Барр в комментарии к хадису сказал: «Если мясо зарезано мусульманином, и при этом неизвестно, упомянул ли он имя Аллаха или нет. То можно потреблять это мясо, думая, что имя Аллаха было упомянуто. Так как следует хорошо думать о верующих, о зарезанном ими мясе, и об их охотничьей добычи».

В хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах) рассказывается о бедуинах, недавно обратившихся в Ислам. Из этого хадиса шафииты сделали вывод, что упоминание имени Аллаха не является условием при заклании животного. [«Шарх ас-Сунна» аль-Багави 11/194].

Существует разногласие по поводу мяса на мусульманских рынках, о котором мы не знаем, было ли оно зарезано коммунистом, буддистом, индусом или атеистом, и не знаем, как оно было зарезано. Можно ли нам его есть, опираясь на хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах) о бедуинах, живших вокруг Медины, или же нам следует спрашивать прежде, чем потреблять это мясо? Основной вопрос по нашей теме – это спрашивание о привозном мясе, если мы не знаем, кто и как его резал?

Ответ:

Обязательно следует спрашивать, т.к. это было принято среди сподвижников и салафов в соответствии с текстами, запрещающими мясо животных, зарезанных многобожниками и огнепоклонниками.

Предоставляем вашему вниманию следующие тексты:

Аль-Хайсами передаёт в сборнике «Маджма’ аз-Заваид» от Абу Саида аль-Худри: «Бедуины привозили к нам мясо, о котором в наших душах затаилось сомнение. Мы рассказали об этом посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал им: «Потребуйте у них клятв о том, что они зарезали его, а потом поминайте имя Аллаха и ешьте его».Рассказал ат-Табарани в «Аль-Аусат» с достоверным иснадом. [См. «Маджма’ аз-Заваид» (4/36)].

Абдур-Раззак передаёт в «аль-Мусаннаф» от Кайса ибн ас-Сакана, что ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если вы остановились в местности, где мусульмане не режут животных, и где проживают набетяне или персы, то при покупке мяса спрашивайте: если это мясо, зарезанное иудеями или христианами, то ешьте его, т.к. их пища дозволена вам». (Рассказчики хадиса – люди аль-Бухари и Муслима, кроме Кайса ибн ас-Сакана, который соответствует условиям Муслима по мнению ибн Хаджара) [«Тахзиб ибн Хаджар» (2/129)].

Рассказывают, что сподвижники спрашивали даже о происхождении сыра на рынках, опасаясь, что он был изготовлен с добавлением сычуги из желудков животных, зарезанных огнепоклонниками. Это не смотря на разногласие между ними, является ли сычуга мертвечины нечистой (наджаса) или нет, и не смотря на то, что соотношение сычуги в сыре всего 0,001%. [«Маджму’ ан-Навави» (9/59)].

Аль-Байхаки передаёт, что некоторые учёные спрашивали насчёт сыра для подтверждения достоверности в его чистоте. Подобное сообщают от ибн Аббаса, ибн Умара и других. Некоторые спрашивали об этом на всякий случай. Передают, что Абу Масуд аль-Ансари сказал: «Мне лучше упасть с этой скалы, чем поесть сыр, не спрашивая о нём».

Аль-Хасан аль-Басри сообщает, что сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спрашивали о сыре, но не спрашивали о жире.

Спрашивание о мясе при сомнении и незнании обязательно, особенно если проблема широко распространена и люди покупают привозное мясо без стыда и затруднения. Нет силы и мощи кроме как у Аллаха. В данном случае людям следует спрашивать, привозное ли это мясо или оно зарезано в мусульманских странах. Мусульманин обязан спрашивать в магазине, что за мясо он покупает, дабы сохранить свою религию и честь и знать, что входит в его чрево: дозволенная пища или запретная! И если даже после того как он спросил о дозволенности мяса, но остаются сомнения, что делать в таком случае?- следует не покупать мясо, т.к. мясо при сомнении считается запретным.

Исходя из данной логики, можно опровергнуть слова тех, кто считает спрашивать о мясе не следует, по следующим принципам:

Основа во всём это дозволенность;

Основание – хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Помяните имя Аллаха и ешьте».

Основание – хадис, переданный ад-Даракутни: «Поистине Аллах вменил вам обязанности, посему не будьте небрежными к ним. Он запретил вам вещи, не нарушайте их, и умолчал о некоторых вещах из милости к вам и не по забывчивости. Не спрашивайте о них и не ищите их».

Что касается первого принципа о том, что основа во всём дозволенность, то этот принцип признан среди учёных, но с исключением, гасящим: «Кроме мяса и половых органов».Таким образом, принцип полностью звучит так: «Основа во всём дозволенность кроме мяса и половых органов». Мясо становится дозволенным только при правильном закланием, а половые органы становятся дозволенными при брачном договоре. Я разъясню об этом принципе подробнее по воле Аллаха. Это правило почти согласовано между учёными.

Что касается хадиса: «И умолчал о некоторых вещах из милости к вам и не по забывчивости. Не спрашивайте о них и не ищите их». То этот хадис является толкованием слов Всевышнего Аллаха:

«О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны». (5:101) этот хадис растолковывается другим хадисом об этом аяте:«Величайшее преступление из мусульман совершает тот, кто спрашивает о чём-то, что не было запрещено, и оно становится запретным потому, что он спросил об этом».

Здесь подразумевается время ниспослания Корана пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но сейчас, когда религия завершилась, а откровения прекратились, обязательно следует спрашивать. Всевышний Аллах сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». (16:43).

Это и есть принцип при сомнении и незнании. При сомнении мы должны обратиться к этому принципу, который внушил бы убеждённость. И если даже после подтверждения убеждённости неожиданно появились сомнения, то убеждённость остаётся действительной по следующим принципам фикха:

Убеждённость не проходит из-за сомнения;

Основа в неожиданных вещах их отсутствие;

Наши рекомендации