Тема «Как уважать человека».

Этот классный час — основополагающий для младшего подростка, стремительно обретающего самосознание и заведомо отрицающего требования к нему и общепринятые нормы поведения. Создается впечатление, что в начальной школе его напрасно учили этикету — но впечатление это поверхностное. Все умения, приобретенные в младшем школьном возрасте, ему сейчас очень пригодятся — только те же вопросы должны приобрести другое освещение — с позиции «Человек среди других».

Задаем сначала ряд простейших вопросов — таких, как, например:

- Почему нельзя на вас кричать?

- Почему нельзя насмехаться над вами?

- Почему нехорошо жевать, разговаривая с вами?

- Почему нельзя обзывать вас кличками?

- Почему нельзя заглядывать в вашу школьную сумку?

- Почему надо выслушивать вашу речь до конца?

- Почему нельзя взять ваш головной убор и надеть на себя?

- Почему, прося об услуге, надо говорить «спасибо»?

В их ответах (хотя некоторые станут возражать, говоря «а почему нельзя, на меня же кричат?) обязательно появится слово «уважение». В итоге, все ответы сведутся к этому понятию: уважать человека надо.

Но, во-первых, почему надо уважать?

А во-вторых, что такое «уважать»?

Эти два вопроса и станут предметом осмысления группы на классном часе. Попутно заметим: эти вопросы ставятся в условиях всеобщей жажды уважения. Даже алкоголики всегда вспоминают об уважении («Ты меня уважаешь?»), разговаривая друг с другом в момент, когда затуманен мозг и только этот вопрос как самый больной не засыпает никогда.

Слово «уважать» образуется от слова «важный». Человек вообще очень важен для каждого из нас. Без человека на Земле нет нас. И без других людей, которые бы нас лечили, учили, пели нам песни, возили бы в транспорте, делали куклы, а потом украшения, шили костюмы и шубы, растили хлеб и овощи, никто из нас не может прожить. И поэтому нам так «важно», чтобы благоприятной была жизнь человека на Земле. Каждый человек — важен на Земле.

Уважать — значит признавать и выражать эту важность любого человека, а так как мы себя причисляем к роду «человек», то правило уважения относится и к каждому из нас — нас надо уважать в такой же степени, как мы должны уважать другого.

Гораздо сложнее отвечать на второй вопрос: как это делать? Воспользуемся помощью ученого ХУII века Б. Паскаля. Он говорил, что уважать — значит утруждать себя ради другого. Такой общий ответ, действительно, дает нам вполне ясную инструкцию для выстраивания поведения по отношению к людям.

Проверим это:

вытираю ноги у входа

Тема «Как уважать человека». - student2.ru Тема «Как уважать человека». - student2.ru Вхожу в школу и приветствую всех

Тема «Как уважать человека». - student2.ru снимаю головной убор

соблюдаю тишину на занятиях

Тема «Как уважать человека». - student2.ru Тема «Как уважать человека». - student2.ru Прихожу на урок и слушаю внимательно каждого

Тема «Как уважать человека». - student2.ru не смеюсь над ошибками другого и т.д

Лучше выбирать ситуации, с которыми плохо справляется младший подросток. Полезно ввести ситуацию из семейной жизни, например:

желаю всем приятного аппетита

Тема «Как уважать человека». - student2.ru Тема «Как уважать человека». - student2.ru Тема «Как уважать человека». - student2.ru Сажусь за обеденный стол и пользуюсь приборами, а не руками

благодарю за блюда и за весь обед

Общий вывод родится в ходе свободного обмена мнений « Что я по этому поводу думаю» или «Всегда ли удается «утруждать» себя для другого?». Формулировка общего вывода примерно такая: Если последить за своим поведением и первое время упражнять себя в правильном поведении, то не будет никаких сложностей в проявлении уважения к другому человеку.

Наши рекомендации