Определение вида доминирующей мотивации у крыс в условиях свободного выбора подкрепления

Группа и № крысы Корм Вода Латентный период подхода к миске с водой или пищей Время потребления воды или пищи Характеристика поведения животного
Контрольная          
         
         
1-ая опытная          
         
         
2-ая опытная          
         
         
3-я опытная          
         
         

Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и объясните причины выбора животными пищи или воды, сделайте вывод о характере доминирующей мотивации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 2. Определение силы мотивационного возбуждения у крыс.

Для работы необходимо: экспериментальная камера, весы, мерный цилиндр, секундомер, корм, вода, лабораторные крысы.

Ход работы. 1. Отберите 4 группы крыс по три животных в каждой группе, поместите их в отдельные клетки и промаркируйте. Крыс первой группы предварительно выдержите без пищи в течение 12-ти часов, второй - 24-х часов, третьей - 36-ти часов, а четвертой группы - на протяжении 48-ми часов.

2. Помещайте поочередно животных разных групп в экспериментальную камеру и предоставляйте им заведомо избыточное количество пищи, предварительно взвешенное.

3. Засекайте время, затраченное каждой крысой на потребление корма.

4. После насыщения животного каждой группы, оставшуюся пищу взвесьте и определите, таким образом, количество съеденного корма.

5. Проведите аналогичный опыт, сформировав у крыс питьевую мотивацию (жажду). Количество выпитой крысами воды определяйте путем измерения ее объема с помощью мерного цилиндра до и после приема воды животными, а время, затраченное каждой крысой на потребление воды - с помощью секундомера.

6. Результаты эксперимента занесите в таблицу 11.

Таблица 11

Оценка силы мотивационного возбуждения крыс по количеству потребленного корма и воды

Показатели силы мотивационного возбуждения Продолжительность периода депривации, час.
Номер животного в группе
Количество потребленного корма, г                        
Среднее по группе        
Время, затраченное на потребление корма, мин                        
Среднее по группе        
Количество потребленной воды, мл                        
Среднее по группе        
Время, затраченное на потребление воды, мл                        
Среднее по группе        

Рекомендации к оформлению работы. Постройте графики, отражающие зависимость количества съеденной пищи и выпитой воды от продолжительности периода депривации. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы о причинах потребления крысами разного количества пищи и воды, а также времени, затраченного на удовлетворение доминирующих потребностей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 3. Оценка исследовательской активности и эмоциональности крыс в установке «открытое» поле

Для работы необходимо: установка «открытое поле», электрическая лампа мощностью 200 Вт, секундомер, половозрелые крысы одного возраста и пола, содержащиеся в обычных условиях.

Ход работы. Поместите на одну из стенок установки «открытое поле» электрическую лампу и включите ее перед началом тестирования животных.

1.Помещайте поочередно крыс в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин.

2. Регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), т. е. количество подъемов на задние конечности.

3. Оцените эмоциональность крыс путем регистрации следующих параметров: количество и продолжительность реакций замирания, количество и продолжительность груминга и число актов дефекации.

4. Результаты тестирования занесите в таблицу 12.

Таблица 12

Реакция крыс на потенциально опасный стимул

Изучаемые показатели № животного Среднее значение
Исследовательская активность ГДА            
ВДА            
Эмоциональность Замирание n            
t, сек            
Дефекация            
Груминг n            
t, сек            
                   

Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение об эмоциональности крыс при действии потенциально опасного стимула (яркое освещение). Обратите внимание на наличие обратной связи между локомоторной исследовательской активностью и показателями эмоционального состояния крыс.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ ____________________

Дата выполнения Подпись преподавателя

Коллоквиум 1

Тема: «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ», «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА»

1. Предмет этологии и зоопсихологии.

2. Методы изучения этологии.

3. История развития этологии как самостоятельной научной дисциплины.

4. Роль лауреатов Нобелевской премии 1973 К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.ф.Фриша в формировании этологии.

5. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии науки о поведении животных.

6. Структура индивидуального поведенческого акта; концепция двухфазности поведенческого акта.

7. Поведение как способ адаптации к среде обитания.

8. Общая схема сенсорной системы.

9. Этологическая значимость зрительной сенсорной системы.

10. Общая характеристика системы химической рецепции.

11. Этологическая значимость ольфакторной сенсорной системы.

12. Сенсорная система акустических сигналов.

13. Филогенез сенсорных систем.

14. Особенности акустической сенсорики у животных разных экологических групп (ночные, подземные животные, китообразные и др.).

15. Сенсорная система тактильных раздражений.

16. Сенсорная система терморецепции.

17. Сенсорная система электромагнитной рецепции.

18. Особенности сенсорных систем рыб.

19. Особенности сенсорных систем птиц.

20. Особенности се6нсорных систем млекопитающих разных экологических ниш.

21. Локомоции как основа поведения животных

22. Движения на месте: видовые особенности.

23. Виды аллюров лошади.

24. Особенности движений собаки.

25. Особенности движения рыб, водоплавающих птиц и вторичноводных животных.

26. Особенности движения птиц.

27. Биомеханика полета; виды полета.

28. Особенности движений в почве на примере крота, землеройки, слепыша.

29. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика и их доля в суточном бюджете времени разных видов животных.

30. Биологическое значение сна. Последствия депривации сна.

31. Теории сна (сосудистая, гуморальная, теория центризма).

32. Электрофизиология сна. Медленный и быстрый сон: биологическое значение.

33. Динамика медленного и быстрого сна в процессе онтогенеза. Фаза быстрого сна и возникновение сновидений.

34. Полифазный и монофазный сон: распространенность в природе, биологические преимущества и недостатки.

35. Сезонная спячка как реакция адаптации к неблагоприятным условиям существования. Физиологические изменения в организме животных во время спячки.

36. Роль ретикулярной формации, таламуса и ствола мозга в механизме возникновения сна.

37. Понятие о внутренних побудительных мотивах поведения: потребность, мотивация, эмоции.

38. Классификация потребностей.

39. Физиологический механизм формирования потребностей.

40. Мотивации поведения.

41. Этологическое значение эмоций. Виды эмоций.

42. Особенности проявления эмоций у животных разных видов (кошки, собаки, лошади и др.).

43. Механизмы формирования эмоций.

44. Этологическое значение боли; виды боли и механизм ее возникновения.

45. Этологическое значение эмоции страха.

46. Механизмы жажды, голода и насыщения.

Оценка за коллоквиум:______ Подпись преподавателя:___________

Наши рекомендации