Показатели эмоционального состояния животных
№ животного | Эмоциональные пробы | ||||||||||||||||
ЧСС, мин | ЧДД, мин | ||||||||||||||||
Фон | Вид раздражителя | Фон | Вид раздражителя | ||||||||||||||
Звуковой | Вертикальное перемещение | Тактильный | Световой | Одоральный | Звуковой | Вертикальное перемещение | Тактильный | Световой | Одоральный | ||||||||
Яркий | Отсутствие | Приятный | Неприятный | Яркий | Отсутствие | Приятный | Неприятный | ||||||||||
Рекомендации к оформлению работы. Постройте графики, отражающие зависимость эмоциональных проб (ЧСС и ЧДД) от вида раздражителя.
Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о субъективной эмоциональной реакции крыс на действие разных раздражителей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 4
Эффекторная фаза индивидуального поведенческого акта
Вопросы для подготовки к занятию:
1. История формирования этологии как самостоятельной научной дисциплины. Роль ученых 19 века (Кювье, Дарвин, Сеченов, др.).
2. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц – основоположник классической этологии.
3. Нико Тинберген – Нобелевский лауреат: вклад в развитие этологии.
- История немецкого естествоиспытателя Карла фон Фриша – Нобелевского лауреата за работы в области этологии беспозвоночных и низших позвоночных.
- Разработки отечественных ученых первой половины ХХ века: Н.Н.Лодыгиной-Котс, А.Н.Леонтьева, А.Н.Северцова, Л.В.Крушинского, К.Э.Фабри и др.
- Роль И.П.Павлова в формировании этологии как самостоятельной научной дисциплины.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Основные представления при оценке индивидуального поведенческого акта
Дайте определение понятию этограмма
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите внешние проявления индивидуального поведенческого акта
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте признаки активных и неактивных форм поведения животных.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Описание клинических проявлений индивидуального поведенческого акта у разных видов лабораторных животных
Для работы необходимо: лабораторные животные разных видов.
Ход работы.1.Зафиксируйте в протоколе дату, время и место проведения наблюдений.
2. Отразите в протоколе видовую принадлежность, возраст, пол и особые характеристики (состояние здоровья, физиологическое состояние и.д.) наблюдаемого животного, а также условия его содержания.
3. Составьте этограммы основных жизненных проявлений (отдых, дремота, сон, прием пищи, прием воды, уринация, дефекация, разные виды груминг и т. д.) животного, отразив в протоколе наблюдений фиксируемое положение тела и двигательные акты, а также – в колонке «дополнительные наблюдения» наличие вокализации, секреции, сосудо-двигательной реакции и т. д. характерные для определенной жизненной ситуации, свойственные данному виду.
4. Аналогичные наблюдения проведите за другими видами лабораторных животных.
Протокол наблюдений № 1
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения | Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения | Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 2
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения | Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения | Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 3
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения | Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения | Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Рекомендации к оформлению работы. На основании анализа этограмм основных жизненных проявлений разных видов лабораторных животных, сделайте заключение об особенностях проявления разных форм поведения у животных наблюдаемых видов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя