Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества

По всей видимости общественные отношения зародились в первых формах трудовой деятельности. Можно предположить, что труд с самого начала был общественным, так как люди с момента своего появления на земле всегда жили коллективами, а обезьяны - предки человека - более или менее крупными стадами (или семьями). Биологические предпосылки общественной жизни человека следует искать в стадности ископаемых высших приматов, в их предметной деятельности, выполняемой в условиях стадной жизни. Труд с самого начала определял качественное своеобразие объединений первых людей. В отличие от объединений первых людей у животных даже наиболее сложная орудийная деятельность никогда не имеет характера общественного процесса, не определяет отношений между членами сообщества, а структура сообщества не формируется на основе орудийной деятельности и не зависит от нее. Попытки непосредственно вывести закономерности общественной жизни людей из закономерностей группового поведения животных, по мнению Фабри, являются ошибочными. Так как человеческое общество не является просто продолжением или усложнением сообщества животных предков человека, и социальные закономерности человеческого общества не сводятся к этологическим закономерностям жизни обезьяньего стада. Вероятнее всего общественные отношения людей возникли в результате ломки этологических закономерностей и коренного изменения самой сущности стадной жизни за счет зарождающейся трудовой деятельности.

Войтонис и Тих, исследуя стадную жизнь низших обезьян, пытались выявить особенности структуры стада и стадное поведение с целью поиска биологических предпосылок общественной жизни. На основании своих исследований они пришли к выводу, что особое значение для формирования и развития общественной жизни имеет возникновение у обезьян потребности в общении с себе подобными. Эта новая потребность, по мнению Тих, зародилась еще на низшем уровне эволюции приматов и достигла своего расцвета у ныне живущих павианов, а также у живущих семьями человекообразных обезьян. У животных предков человека прогрессивное развитие стадности проявилось в формировании прочных внутристадных отношений, которые оказались, особенно полезными при совместной охоте с помощью естественных орудий. Тих считает, что именно эта деятельность привела к необходимости обработки орудий охоты, а затем и к выделке примитивных каменных орудий для изготовления разнообразных охотничьих орудий.

Совместная охота требовала от предков человека усвоения предшествующего опыта, традиций, умений сотрудничать и согласовывать свои действия. Одновременно на этом этапе впервые в эволюции приматов возникли условия, когда появилась необходимость в обозначении предметов, без чего нельзя было обеспечить согласованность действий членов стада при сложной совместной охоте.

Для понимания зарождения человеческих форм общения большой интерес представляет демонстрационное манипулированиеу обезьян. Для обезьян наиболее типично не только пассивное наблюдение за манипуляциями другой особи, но и оживленное реагирование на них. В результате демонстрационного манипулирования "зрители" часто совершают подражательные действия, то есть демонстрационное манипулирование "актера" стимулирует действия "зрителей". Следует подчеркнуть, что объект манипулирования всегда выступает как некий посредник в общении между "актером" и "зрителями". Кроме того, при демонстрационном манипулировании "зрители" могут ознакомиться со свойствами и структурой предмета, которым манипулирует "актер", даже не прикасаясь к объекту. Такое ознакомление совершается опосредованно и при этом происходит усвоение чужого опыта на расстоянии путем созерцания" чужих действий. На основании этого можно предположить, что демонстрационное манипулирование имеет прямое отношение к формированию "традиций" у обезьян, которые образуются в пределах замкнутой популяции и охватывают всех ее членов.

Демонстрационное манипулирование обнаруживает все признаки демонстрационного поведения, но при этом играет и существенную познавательную роль. В демонстрационном манипулировании сочетаются коммуникативные и познавательные аспекты активности зрители" получают информацию не только о манипулирующей особи, но и (дистантно) о свойствах и структуре объекта манипулирования.

По мнению Фабри, демонстрационное манипулирование у предков человека служило, очевидно, источником становления чисто человеческих форм общения, которые зародились вместе с трудовой деятельностью. Кроме того, манипулирование предметами скорее всего является предшественником и биологической основой трудовой деятельности, а вместе с ней и форм человеческого общения. Следует заметить, что именно демонстрационное манипулирование создает наилучшие условия для совместной коммуникативно-познавательной деятельности.

Наши рекомендации