Познавательная функция игровой активности животных

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к условиям жизни данной особи.

Исследование окружающей среды на основе развития двигательных способностей у молодого животного необязательно осуществляется в игровой форме. Приобретение информации возможно и за счёт "собственно" исследовательской деятельности, но при этом животное знакомится со свойствами только тех объектов, которые имеют для него непосредственно биологическое значение.

В игре же исследовательский компонент не является ведущим, но всегда присутствует: в меньшей мере в играх, являющихся "физическими упражнениями", и в наибольшей - в манипуляционных играх. В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры, особенно деструктивного порядка, позволяющее изучить внутреннее строение объекта, а не только его внешние признаки.

Важно, что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение. Немецкий этолог О.Келер указывал, что игра является "практически непрестанным поиском проб и ошибок", в результате чего животные медленно, случайно, но иногда и внезапно научаются тому, что оказывается весьма важным к полезным для них. Всякое манипулирование, особенно игровое, всегда содержит исследовательский компонент, а манипулирование "биологически нейтральными" предметами является высшей формой ориентировочно-исследовательской деятельности.

Игровое познавание и научение, являющиеся факультативными по сути, основываются на облигатном научении, позволяющем прежде всего узнать о пригодности определённого предмета или индивида к включению его в игру. Такое узнавание осуществляется по ключевым раздражителям. Так, по Лоренцу, объект охотничьей игры котёнка должен быть носителем следующих ключевых раздражителей: маленькое, округлое, мягкое, быстро движется, убегает. Узнав инстинктивно по совокупности указанных признаков мышь как объект игры, котёнок станет с ней играть и, в процессе игры, узнает "что такое мышь вообще". В последующем он будет узнавать мышь и относиться к ней как к таковой, а не просто как к объекту врожденного узнавания, обладающего определёнными признаками и дающему определенные ощущения. Таким образом, мы видим, что в ходе онтогенеза познавательная деятельность развивающегося животного всё более расширяется и усложняется, и достигает максимума в ювенильный период.

Необходимо отметить, что познавательный компонент по-разному представлен не только в разных видах игр (локомоторные и манипуляционные), но и у разных видов. Наибольшего развития он достигает у обезьян, игры которых можно признать играми высшего типа (К.Э.Фабри). Этот тип игры характеризуется прежде всего сложными формами обращения с предметами при незначительной общей подвижности животного. Меняя своё местонахождение лишь изредка, молодые обезьяны подолгу и сосредоточенно манипулируют предметом, подвергают его разнообразным, преимущественно деструктивным, воздействиям или воздействуют им на другие объекты. Последние манипуляции напоминают орудийные действия взрослых особей.

При подобных сложных играх с предметами совершенствуются высококвалифицированные и тонкие эффекторные способности (особенно пальцев) и развивается комплекс кожно-мышечной чувствительности и зрения. Значимость познавательного аспекта таких игр проявляется в том, что животное обстоятельно и углублённо знакомится со свойствами предметов (чаще "биологически нейтральных"), особенно их внутреннего строения. В результате объём получаемой информации и потенциально полезных "знаний" существенно расширяется.

Такие подлинно исследовательские, познавательные игры, выполняемые в одиночку, обнаружены только у высших приматов. Это, несомненно, связано с их отличительными по сравнению с другими животными психическими способностями.

Наши рекомендации