Списки источников материала и использованной научной и справочной литературы

В конце работы помещаются списки источников материала, составляющих эмпирическую базу исследования, а также научной и справочной литературы, использованной при изучении истории и теории вопроса. Списки позволяют автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывают степень изученности проблемы.

Возможны различные способы группировки наименований источников, включенных в упомянутые списки: алфавитный, систематический, по видам источников и др. Удобнее всего отделить сведения об эмпирической базе от описания теоретических трудов, изученных автором работы. Однако, если работа носит сугубо теоретический характер и не предполагает обращения к каким-либо источникам (художественным, публицистическим, официально-деловым, научным текстам, записям устной речи, материалам чатов, блогов и т.п., извлеченным из Интернета) с целью анализа их содержательных, структурных или собственно лингвистических особенностей, списка источников материала не составляется. Справочные издания либо включаются в единый перечень научной и справочной литературы (если их немного), либо оформляются отдельным, третьим списком.

В работах по журналистике зачастую необходимы ссылки на законодательные и нормативные документы. Они размещаются первыми в общем списке источников.

Таким образом, возможны следующие наименования списков источников, к которым обращался автор работы:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В пределах каждого из перечисленных частных списков соблюдается алфавитный способ описания.

При алфавитном способе библиографические описания источников приводятся в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий источников, если автор не указан[7].

Если студент использовал книги и статьи на иностранных языках (читал сам, а не познакомился с ними по пересказу другого автора), то они указываются на языке оригинала и помещаются после источников, опубликованных на русском языке.

Списки использованных источников имеют единую сквозную нумерацию.

Источники следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца.

Библиографическое описание источников осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003.

Набор элементов библиографического описания может быть расширенным и сокращенным. В сокращенном варианте, рекомендуемом для курсовых работ, допускается не указывать издательство. Следует соблюдать единообразие в способе библиографического описания источников, применяя для всех них либо сокращенный, либо полный вариант.

При указании места издания сокращенно пишутся названия городов Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ленинград (Л.), Нижний Новгород (Н. Новгород), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д.). Названия остальных городов рекомендуется писать полностью.

Образцы библиографического описания источников

Книга под фамилией автора

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов.

Автор

Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов / Е. П. Прохоров.– М.: Аспект Пресс, Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 368 с.

Горчева, А. Ю. Политический менеджмент: исторический опыт России: учеб. пособие / А. Ю. Горчева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.– 138 с.

Автора

Гоуайзер, Ш. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения: монография / Шелдон Гоуайзер, Эванс Уитт. – М.: Вагриус, 1997. – 208 с.

Автора

Матвеева, Л. В. Психология телевизионной коммуникации: учеб. пособие для вузов / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 316 с.

Книга под заглавием

Описание книги дается под заглавием, если книга написана четырьмя и более авторами. Под заглавием описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

История мировой журналистики: монография / Беспалова А. Г. [и др.]. – Ростов н/Д., 2000. – 344 с.

Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: материалы научно-практической конференции. Москва, 31 января – 4 февраля 2006 г. – М., 2006. – 599 с.

Статья из книги, сборника

Асмолов, А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача / А. Асмолов // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: сб. статей. – М., 2002. – С.16–21.

Статья из газеты, журнала

Митрофанов, С. Человек эпохи СМИ / С. Митрофанов // Среда. – 1996. – № 3. – С. 31.

Руденко, И. А. Детская пресса / И. А. Руденко // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 1994. – № 3. – С. 18–23.

Бабаева, Л. В поисках утраченного героя / Л. Бабаева, Г. Лапина // Московские новости. – 1994.– 16–23 янв. – С. 9.

Примечание

В аналитическом описании статьи из газеты страница указывается в том случае, если газета имеет более 8 страниц.

Авторефераты диссертаций

Азарная, М. А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности: автореф. дис… канд. филол. наук / М. А. Азарная. – Ростов н/Д.: РГУ, 2006. – 20 с.

Диссертации

Гордеева, М. М.Русско-французские связи в журналистике первой половины XIX в.: дис. … канд. филол. наук / Гордеева Марина Михайловна. – Ростов н/Д., 1995. – 232 с.

Архивные материалы

Информация Госиздата Совнаркому Украины о распространении книги на местах. 9 авг. 1923 г. – Центр. гос. арх. Окт. революции УССР, ф. Р-2, д. 921, л. 25–26.

Наши рекомендации