Решайте, когда использовать интервью
3. Используйте интервью для получения доступа к объективным данным. – Интервью часто дает возможность выйти на более надежные источники информации: статистические данные, исторические записи и личные документы.
4. Используйте интервью для наблюдения. – Интервью создает отличную ситуацию для наблюдения за внешним видом, поведением, привычками интервьюируемого.
5. Используйте интервью для того, чтобы определить факты, которые оцениваются людьми по-разному в одних и тех же обстоятельствах. – Интервью успешно применяется для получения данных о фактической заработной плате каждого рабочего, размерах выплачиваемой ренты и других жизненных расходах. Данные переписи того же рода.
6. Используйте интервью для изучения мнений, отношений, убеждений. –Интервью используйте для получения информации о мнениях людей, имеющих разные убеждения, а также о количестве таких людей.
7. Избегайте пользоваться интервью для сбора данных сомнительной ценности. – Нецелесообразно пользоваться интервью для выяснения вопросов, на которые могут быть даны ответы любым человеком. Совокупность простых мнений или ложных ответов о сути факта не более надежна, чем ответ отдельного интервьюируемого или догадка самого исследователя.
8. Избегайте использовать интервью для получения обычной информации или общеизвестных фактов. – Интервью наименее пригодно и надежно для получения фактов, которые могут быть известны всем людям, но они не знают и не помнят их потому, что нет для этого причины или стимула. Устными утверждениями, сделанными в интервью, нужно пользоваться осторожно при определении дат, цифр, количества людей, занятых в той или иной деятельности, и подобных данных. На них нельзя полагаться, если есть письменные документы, протоколы, записи или другие объективные источники информации.
Подготовка к интервью
9. Сформулируйте вашу проблему. – Если вы решили, что интервью – единственно возможное средство для разрешения вашей проблемы, сформулируйте процедуру интервью в уме. Спросите себя беспристрастно, что за информацию вы хотите получить. Это необходимо для ясного представления, какие вопросы вы хотите задать, чтобы руководить беседой по намеченному вами плану.
10. Подготовьте перечень вопросов. – Даже если вы не сможете провести интервью в соответствии с подготовленными вопросами, такой список поможет вам продумать порядок беседы. Вопросы могут быть двух типов: общие, ответы на которые вы хотели бы получить в ходе интервью, специальные, которые предположительно могут быть заданы, - прямые, косвенные и “между прочим”.
11. Знайте свою область. – Чтение по теме исследования поможет в формулировании главных вопросов для наведения справок. Знание того, что написано по теме, делает интервью по-настоящему компетентным.
12. Заручитесь письмами с рекомендациями и полномочиями. – …Письмо или записка от ответственного лица нужны для доказательства законности вашего стремления получить информацию.
13. Тщательно отбирайте интервьюируемых. – Для интервью должен быть выбран человек, от которого действительно можно получить желаемую информацию. Эксперты в одной области часто высказываются по другим темам, о которых знают очень мало, однако разговорчивость – не показатель точности, как и известность – не гарантия знаний во всех областях. Многие люди часто любезно делятся сведениями даже тогда, когда они не могут их дать. Будьте осторожными с данными, основанными на слухах. Неверный выбор интервьюируемых является распространенным источником ошибок.
14. Знайте ваших интервьюируемых. – Находите информацию о личности интервьюируемого всякий раз прежде, чем приступать к интервью, посредством наведения справок у знакомых или с помощью изучения его связей и интересов.
15. Подстрахуйтесь достаточным количеством интервьюируемых. – Согласно определенным правилам, достоверность информации обеспечивается необходимым и достаточным количеством интервьюируемых. Их количество зависит от изменчивости получаемой информации. Различия в утверждениях собеседников заставляют опрашивать больше людей. В целом же для получения информации о локальной ситуации, по поводу которой точки зрения существенно различаются, необходимо проведение не менее тридцати интервью для получения ясного представления, в то же время количество интервьюируемых от 80 до 100 дает картину высокой степени надежности.
16. Условьтесь о встрече. – Добиваясь встречи заранее, вы сберегаете время, давая интервьюируемому предварительные разъяснения. К тому же вы узнаете, удовлетворяет ли его назначенный час.
17. Предусмотрите уединенность. – С двумя или более интервьюируемыми гораздо труднее добиться доверия и сотрудничества, чем с одним. Цель интервью может быть успешно объяснена группе, но при ответной реакции от группы ораторами обычно становятся один или два участника. Когда интервьюируемых более, чем двое, тогда они больше наблюдают друг за другом, самоконтроль у них повышен, и в результате сдержанность и предусмотрительность могут серьезно ограничить искренность изложения. Поэтому, хотя это и не обязательно, лучше вести беседу с интервьюируемым наедине.
18. Проникнитесь точкой зрения интервьюируемого. – Готовясь к интервью, поставьте себя на место другого человека. Вообразите, что он будет думать о вас, о вашем походе, о ваших словах и вопросах. И пока вы разговариваете с ним, время от времени проверяйте установку. Некоторые интервьюеры благодаря острой интуиции естественным образом принимают такие психологические установки, другие добиваются этого с помощью размышлений и –практики. Без этого существует опасность быть неправильно понятым.
19. Выслушивайте и делайте поправку на ваши собственные предубеждения Мы все редко полностью представляем себе степень, с которой принимаем заранее некоторые беспочвенные утверждения, мненияи предубеждения. При этом всякий испытывает ущерб независимо от того, осведомлен он о них или нет. Как это выясняется в ходе интервью, здравый ум, который необходим для успешного поиска фактов, редко достигает цели без сознательного усилия, направленного на обнаружение и исключение предвзятых мнений и стереотипов мышления, затемняющих или искажающих правду.
20. Отбирайте репрезентативную группу. – Если в интервью участвует большая группа людей, то все ее подразделения или фракции должны быть представлены пропорционально. Пока твой беспристрастный отбор не обеспечен, вероятны обстоятельства, которые могут стать причиной получения интервьюером искаженной картины.
Интервьюирование
21. Добивайтесь и заслужите доверие интервьюируемых. –Взаимное доверие является идеальным условием для проведения интервью. По крайней мере, должно быть завоевано доверие одного из интервьюируемых.И простейший, а в большинстве своем реальный путь сделать это – убедить собеседника в искреннем доверии и интересе к нему. Формирование взаимного доверия подобно дружбе, а дружеские отношения способствуют успеху.
22. Находите и используйте приятные ассоциации. -Никогда не пытайтесь знакомиться с человеком или интервьюировать его, когда он зол, раздражен, утомлен. С другой стороны, близость духа, товарищество возникают тогда, когда интервьюируемый в процессе общения с вами находит в своей памяти приятные ассоциации и демонстрирует благоприятное к вам отношение.
23. Оказывайте вашему собеседнику реальную услугу. –Для поддержания дружеских отношений помогайте человеку выходить из затруднительных положений, будьте к нему добры. Этот трюизм, никогда не забываемый удачливым политическим лидером, имеет отношение и к работе интервьюера. Он не упускает удобного случая искренне помочь человеку, связь с которым сулит ему выгоду.
24. Помогайте интервьюируемому подготовиться к разговору и чувствовать себя непринужденно. – Будьте непринужденным сами и помогите в этом собеседнику. Дайте ему время привыкнуть и обрести самообладание.
Стремитесь дать ему почувствовать, что он – единственный, кто может обменяться идеями и мнениями с вами.
Начните с приятных предметов. Если тема дискуссионна и способна пробудить неприятные ассоциации, сами заговорите о чем-нибудь приятном, хотя бы не относящемся к делу.
Затем начните интервью, коснитесь реальных интересов собеседника и после этого дайте говорить ему. Если вы что-то ждете от него, вначале делайте что-то сами. Чем свободнее он себя будет чувствовать, тем скорее начнет высказывать свои точки зрения.
Когда он начал рассказывать, будьте готовы найти интересные моменты, помогающие перейти к теме интервью.
Не пытайтесь доминировать в разговоре, никогда не проявляйте покровительственного отношения. Через некоторое время задайте ему ваши вопросы в деловой манере, которая покажет их значимость.
Задавайте такие вопросы, которые дадут возможность интервьюируемому с гордостью продемонстрировать свои знания. Всякому нравится быть признанным.
Устанавливайте отношения таким образом, чтобы интервьюируемый искренне хотел реализовать совместную цель интервью и излагал бы факты так хорошо, как он может.
25. Не задавайте вопросов прямо до тех пор, пока вы не убедитесь в том, что интервьюируемый готов дать желаемую информацию и дать ее точно. –Идеальное интервью – то, в котором вы нашли человека, способного дать желаемую информацию, и заинтересовали его в даче этой информации. После этого вы можете рассчитывать на сотрудничество в получении точных ответов на прямые вопросы. Но иногда такие вопросы могут препятствовать свободному и полному изложению нужной информации, которой располагает собеседник. Во многих случаях лучше поощрять его рассказывать и о том, что не относится к делу. Направляйте беседу с помощью ваших собственных рассуждений. Кроме того, если вы сочтете необходимым задать вопросы, чтобы выявить соответствующие точки зрения, вводите их таким образом, чтобы интервьюируемый понял их как проявление интереса к тому, о чем он говорит.
26. Слушайте. – Искусство слушания трудно для многих людей. Дайте интервьюируемому возможность. Даже если он говорит бессвязно, слушайте. Будьте готовы обнаружить в том, что он говорит, идеи, пусть не имеющие прямого отношения к вашей теме, но которые вы можете использовать для выявления его скрытой точки зрения, не проявляя невоспитанности и резкости. Поощряйте его рассказывать.
27. Дайте интервьюируемому рассказать свою историю, затем помогите дополнить ее. – Хотя свободное изложение фактов делает сообщение менее полным, оно более точно, чем принужденные ответы на вопросы. Потом, спрашивая, вы можете помочь ему восполнить пропущенное.
28. Придерживайтесь предмета разговора. –Обычно в разговоре люди не могут строго придерживаться темы. Когда это необходимо, задайте вопрос или сделайте предложение, возвращающее к теме интервью. Заранее сформулируйте несколько вопросов или ремарок, которые могут быть использованы для этой цели.
29. Быть честным и искренним лучше, чем ловким и хитрым. –Не пытайтесь хитрить. Человека, чьи утверждения достаточно надежны, редко можно ввести в заблуждение ловкостью. Интервьюер, пользующийся только ложью, и себя ставит в глупое положение. Когда вы пытаетесь хитрить и обманывать, вам трудно предположить лучшее в человеке, которого вы расспрашиваете, к тому же вам самому трудно будет определить правду и соблюсти точность в вашем сообщении
30. Избегайте роли учителя. – Многие люди не понимают, что они дилетанты в профессиональных сферах, и во время интервью советуют собеседникам, как выполнять их работу или вести дело. Давайте интервьюируемому возможность быть учителем. Не пытайтесь сами морализировать или рассуждать о его благе, но побуждайте его делать это по любому поводу. Только явное несогласие с ним может заставить интервьюера высказать свое мнение или обнаружить свои чувства.
31. Старайтесь формулировать ваши вопросы так, чтобы они были легко поняты. – Ложную или неточную информацию получают иногда просто потому, что ваш вопрос не так интерпретируется собеседником . Поэтому внимательно и критически рассмотрите ваши вопросы и попытайтесь избежать неясности.
32. Не подсказывайте ответов на свои вопросы – Интервьюер, который хочет беспристрастных, откровенных ответов, избегает задавать наводящие вопросы, так как они очень влияют на ответ. Например, вопрос: “Хотели бы вы зарабатывать больше сдельно, чем повременно?” – подразумевает не только то, что рабочий предпочел бы сдельную работу, но также внушает ему, таким образом он зарабатывал бы больше. Рабочий может просто согласиться с вами, желая вам сделать приятное или, если он не хочет высказываться по этому поводу, может спокойно уступить, желая закончить интервью как можно быстрее.
33. Если вы предлагаете альтернативные вопросы, выражайте их так, чтобы ни тот, ни другой не был приемлем интервьюируемому. – Если человек добровольно не отвечает на ваш вопрос, зачастую вы вынуждены будете предлагать ему два варианта ответа. Несмотря на то, что ни один из этих предложенных ответов не бывает точным, интервьюируемый может молча согласиться с одним из них либо потому, что он не знает лучшего, либо потому, что он хочет избежать дальнейших расспросов… Общий принцип таков: никогда не предполагайте, будто то, что вы думаете, и есть правильный ответ, позвольте интервьюируемому быть оригинальным в этом.
34. Помогайте интервьюируемому осознать ответственность за факты. – Понимание того, что определенные утверждения могут быть проверены, обязывает собеседника вести себя более осторожно.
35. Избегайте дерзости. –Если вы нашли необходимым задавать вопросы, которые могут послужить причиной того, что человек даст уклончивый ответ или воздержится от него, попробуйте заинтересовать его разговором о чем-нибудь более или менее относящемся к теме, а затем задайте ваш вопрос заинтересованного слушателя, не подчеркивая при этом особого к нему отношения. Если кто-то обижается на ваши вопросы, придумайте другой путь получения информации. Старайтесь не допускать отказа отвечать, полезно задать ряд вопросов, по которым интервьюируемый может увидеть нечто относящееся к делу, вместо постановки прямого вопроса, который может быть воспринят как нескромность интервьюера.
36. Держите важные вопросы в уме до тех пор, пока не будет получена адекватная информация на каждый, но как только определенный ответ, перестаньте думать о нем, чтобы вы смогли сконцентрироваться на следующем. –Освобождаясь от вопросов, на которые уже получены ответы, вы получаете двойную выгоду – можете думать о других вопросах и непосредственно о разговоре. Избегайте говорить много об одном предмете, это может погасить интерес интервьюируемого.
37. Постигайте полный смысл каждого утверждения. –Тщательно рассматривайте каждый ответ как возможный ход для дальнейших расспросов.
38. Давайте интервьюируемому возможность уточнять свои ответы. –Он смог бы в таком случае говорить правду, полную правду, но иногда это невозможно сделать в категоричной форме. Часто это не только несправедливо, но и не способствует надежности ответов “да” и “нет”. Когда такой ответ появляется, поощряйте интервьюируемого уточнить или объяснить свой ответ.
39. Проверяйте ответы при любой возможности. –Вероятно,простейший способ проверить ваше понимание ответа – повторить его своими собственными словами и спросить, то ли имеется в виду. Если ответ относится к другим фактам, дающим новое или дополнительное значение, то такой шаг тем более должен быть сделан. Все это позволит интервьюируемому узнать, как вы поняли сказанное им.
40. Интерпретируйте высказывания сразу же. –Когда вы спрашиваете, сосредоточьтесь на смысле ответов и отношении их к прогнозируемому результату в конце интервью.
41. Записывайте все данные тут же или как можно быстрее по окончании интервью. – Сказанное забывается чрезвычайно быстро, в течение первых нескольких минут. Добросовестные интервьюеры, проверявшие точность и полноту фактов по памяти спустя некоторое время, были напуганы ошибками и потерями. Сообщения быстро теряют ценность, если проходит значительное время между интервью и его записью. Если вы не можете договориться об использовании блокнота в ходе беседы, записывайте факты немедленно после его окончания.
42. Учитесь отделять факты от выводов. –Это сложная, но совершенно необходимая процедура во всех исследованиях. В вашем отчете об интервью тщательно отмечайте и сообщайте отдельно: а) наблюдаемые факты; б) утверждения, сделанные интервьюируемым; в) выводы из наблюдаемых фактов или высказываний интервьюируемого.
43. Проверяйте проценты и части количества переводом их сразу в число. – Когда ответы интервьюируемых содержат утверждения о процентах, попросите их показать в абсолютном выражении то же самое. Многие люди имеют смутное представление о количестве, когда выражают его в форме процентов или частей целого. Есть тенденция преувеличивать, используя проценты или части.
44. Будьте бдительны к традиционным ошибкам. – Есть общая тенденция недооценивать длинные расстояния и продолжительные периоды времени и переоценивать короткие дистанции и непродолжительные периоды времени. Часто появляются ошибки в оценке времени, не богатого событиями, которые быстро забываются. Важные события остаются в памяти, так что они кажутся значительно ближе друг другу, чем на самом деле. Все подобные традиционные ошибки должны контролироваться, учитываться и корректироваться.
45. Не предполагайте, что согласие между утверждениями интервьюируемых гарантирует их истинность. – Согласие может быть и вследствие одной и той же ошибки, возникающей из-за предубеждений или общего душевного настроя.
46. Предоставляйте достаточно времени. –Не пытайтесь закончить интервью, форсируя его за короткий промежуток времени. Может случиться так, что в вашем распоряжении нет достаточно времени, в этом случае, если возможно, используйте встречу для более близкого знакомства и договоренности о проведении интервью в более удобное время. Хорошее интервью требует времени. Интервьюируемый должен иметь время для того, чтобы привести в порядок свои мысли. Если задан странный или необычный вопрос, время позволит понять его смысл.
47. Не бездельничайте. –Излишняя бесполезная трата времени - это налог на интервьюируемого. Стремитесь вперед к цели так быстро, как он сможет охотно следовать за вами.
48. Контролируйте интервью. –Не доминируйте, но и не позволяйте интервьюируемому убегать от интервью. Тактично осведомите его об определенной цели, которая должна быть достигнута в ограниченное время.
49. Получите все факты. – На ответственности интервьюера – получить надежную информацию. Он должен владеть инициативой в исчерпывании источников данных, которые могут быть выявлены. Некоторые из них получаются легко в форме специфических утверждений о факте, но многие – только ключ к разгадке или признаки, которые должны быть тщательно квалифицированы и проверены.
50. По окончании интервью следите за дополнительной информацией или новыми направлениями в случайных замечаниях интервьюируемого. – Будьте готовы уловить случайные выражения, которые могут быть отброшены после будто бы уже законченного интервью. Когда напряжение спало и собеседник не так осторожен, неожиданно обнаруживаются слова, сорвавшиеся с языка, которые он мог бы произнести и раньше, но они казались ему неуместными или тривиальными. Помните, что интервью не оканчивается даже тогда, когда вы задали все свои вопросы и протянули руку, чтобы сказать “до свидания”.
51. Старайтесь сделать подтверждающее краткое изложение после важного интервью. –Письменный отчет, согласованный с интервьюируемым, позволяет усвоить факты, выявленные в устном интервью, воспользоваться мыслями, пришедшими слишком поздно, и принять меры для корректировки, добавлений и прояснения непонятого.
52. Проверьте результаты интервью по надежным критериям. – Только поддающиеся проверке результаты оправдывают применение интервью. Субъективные суждения и их мотивировка должны быть проверены всякий раз объективными данными, имеющимися в наличии. Такая проверка покажет, насколько искусно вы следовали основным принципам интервьюирования, которые лежат в основе предшествующих советов.
Искусство разговаривать и получать информацию
Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский.- М., 1993. - С.283-292.
Приложение 41
Вопросы в интервью
(по Т.В. Шумилиной)
Классификация вопросов интервью:
1. Открытые и закрытые вопросы.
2. Вопросы основные, зондирующие, дополнительные.
3. Контрольные вопросы.
4. Вопросы прямые и косвенные, личные и безличные.
5. Наводящие, или подсказывающие, вопросы.
Требования к формулировке вопросов:
1. Язык и стиль вопросов.
2. Уместность вопроса.
3. Осведомленность интервьюируемого.
4. Последовательность вопросов и тем.
Функции вопросов в интервью:
1. Реализация целей и задач интервью.
2. Установление отношений сотрудничества с интервьюируемым, то есть функция психологическая.
3. Задумывание вопросов как части будущего журналистского текста, то есть стилистическая функция, и использование их в качестве своеобразного драматического стержня материала (эта функция особенно существенна для радио- и тележурналистики).
Приложение 42