Раздел I. «Азбука» культуры
Тема 1. Введение
Культурная антропология как область научного и публицистического исследования. Факторы, предмет и объект исследования. Понятие «культура». Место культурной антропологии в системе наук о человеке и публицистике.
Тема 2. Динамика культуры
Динамика культуры как цепь понятий: обучение, сигнальное и исследовательское поведение, теория игр и ролей. Игра как основа публицистического влияния в электронных СМИ.
Раздел II. Культурные феномены
Тема 3. Культурные феномены: порождение и функционирование
Концепции и теории как основы анализа социального взаимодействия: концепция потребностей, социального действия, социальной системы; культурного института. Функции журналистики как культурного института: особенности реализации. Роль журналистики в формировании и поддержании социально-функциональной структуры общества.
Модель журналистики как части социальной организации общества, предназначенной для трансляции знаний и традиционных элементов культуры. Стандартизация моделей СМИ: преемственность и функциональность.
Раздел III. Символы в культуре
Тема 4.Символическая организация культуры
Понятие «символа», «концепта», «представления». Знак и символ: соотношение понятий. Семиотический подход в журналистике. Текст СМИ как особая форма символической организации культурного пространства журналистики. Символические объекты в журналистике: механизмы формирования и функционирования.
Язык культуры в журналистике. Моделирование культуры в журналистике.
Раздел IV. Коммуникация и культура
Тема 5. Коммуникативное поле культуры в журналистике
Теория коммуникации: основные положения и понятия. Виды и типы коммуникации. Информационный подход к коммуникации в журналистике. Структура коммуникационного процесса в журналистике как культурном институте. Модели журналистской коммуникации. Коммуникация в журналистике как основа социально-культурного взаимодействия.
Тема 6. Дискурс в системе журналистской коммуникации
Понятие «дискурса». Механизмы порождения дискурса в СМИ: структура, формы, нормы, каналы, цель, содержание.
Тема 7. Типы и виды коммуникации в журналистике
Вербальная коммуникация как типическая форма журналистского взаимодействия. Речевые модели журналистской коммуникации. Система порождения речи, стилевые характеристики речи.
Невербальная коммуникация. Обусловленность культурными аспектами: социокультурными и контекстуальными. Стили невербального поведения. Модели стилей невербального поведения в журналистике.
Раздел V. Личность журналиста в культуре
Тема 8. Культура и личность журналиста
Социализация и инкультурация как основа формирования личности журналиста. Структура культуры и ее элементы в процессе социализации личности. Этапы социализации журналиста: общее и частное. Культурная активность журналиста: антропологический подход.
Тема 9. Ролевое поведение журналиста
Ролевое поведение журналиста в условиях трансляции культуры. Журналист как носитель культуры творчества: многоаспектность характеристик. Методы и способы овладения культурой творчества в журналистике.
Раздел VI. Современные концепции развития
Культуры и журналистика
Тема 10. Культурная эволюция
Суть и слагаемые концепции культурной эволюции. Понятие «культурной единицы», «культурной черты». Этнос и эволюционная универсалия.
Тема 11. Концепция постмодернизма и ее влияние на журналистскую практику
Принципы организации жизненного мира человека: плюральность, многослойность, символичность, неоднородность, децентрированность. Внутрииндивидуальные и межиндивидуальные процессы, порождающие культурные объекты. Механизмы восстановления тканей культуры в СМИ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. – Казань: Казанский государственный университет, 2006.
Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М.: Академический проект, 2004.
Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.
Соколов А.В. Социальные коммуникации. – М.: ИПО Профиздат, 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Айтуганова М.Л., Даутова Р.В., Дорощук Е.С. и др. /Под научной редакцией Дорощук Е.С. Мастерские: Мастер-класс в современном медиапространстве. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002.
Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984.
Карпухин О. И., Макаревич Э.Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград: ФГУИПП Янтарный сказ, 2001.
Коган В.З.Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992.
Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973.
Современное коммуникативное пространство журналистской науки, практики и образования. Выпуски I и II. – Казань: Изд-во «Казанский государственный университет», 2002, 2006.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Понятие «культура»: антропологический подход.
2.Место культурной антропологии в системе наук о человеке и публицистике.
3.Характеристика сигнального и исследовательского поведения.
4.Теория игр и ее применение в журналистике.
5.Концепция потребностей и социального действия как основа анализа социального взаимодействия.
6.Анализ социального взаимодействия – основа культурной антропологии.
7.Концепция социальной системы в культурной антропологии.
8.Концепция культурного института и особенности ее проявления в культурной антропологии.
9.Функции СМИ как культурного института.
10.Журналистика и задачи формирования и поддержания социально-функциональной структуры общества.
11.Стандартизация моделей СМИ в культурном пространстве.
12.Знак и символ: соотношение понятий.
13.Символические объекты в журналистике.
14.Текст СМИ в культурной антропологии.
15.Язык культуры в журналистике.
16.Информационный подход к коммуникации в журналистике.
17.Модели журналистской коммуникации.
18.Вербальная коммуникация в журналистике.
19.Процесс порождения речи в СМИ.
20.Невербальная коммуникация в журналистике. Стили невербального поведения.
21.Дискурс в журналистике.
22.Социализация и инкультурация: общая характеристика.
23.Этапы социализации журналиста.
24.Культурная активность журналиста.
25.Ролевое поведение журналиста.
26.Культурная эволюция: суть и слагаемые.
27.Постмодернизм и современные СМИ.
28.Принципы организации жизненного мира человека в свете постмодернизма.
29.Порождение культурных объектов.
30.Механизмы восстановления тканей культуры в СМИ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Лекции | Семинар | Сам. работа | ||
Введение. | ||||
Динамика культуры. | ||||
Культурные феномены: порождение и функционирование. | ||||
Символическая организация культуры. | ||||
Коммуникативное поле культуры в журналистике. | ||||
Типы и виды коммуникации в журналистике. | ||||
Дискурс в системе журналистской коммуникации. | ||||
Культура и личность журналиста. | ||||
Ролевое поведение журналиста. | ||||
10. | Культурная эволюция. | |||
11. | Концепция постмодернизма и ее влияние на журналистскую практику. | |||
Итого часов: |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1