Особенности управления коммуникативными процессами в журналистике

Управление общением - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением ме­роприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержа­ние выгодных контактов с людьми ради достижения задач организа­ции журналистской деятельности и её осуществления.

Задача управления общением у журналиста заключается в воз­действии на уровень, время и характер происходящего общения та­ким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед интервьюером целей, т.е. управление общением – это управление будущим результатом деятельности журналиста.

С учетом этого управлениекоммуникативными процессами в системе общения журналиста включают в себя:

- разработку стратегий профессионального общения для достиже­ния значимого результата, обоснование алгоритма эффек­тивной коммуникации;

- разработку эффективной системы взаимодействия с партнерами по общению на основе планируемого профессионального общения;

- разработку оптимальных решений в общении, направленных на реализацию поставленных целей;

- разработку программ публикаций, выступлений в радио- и телеэфире с учетом проведенного общения.

Разработка комплексной программы коммуникаций, управляю­щей общением, возможна на основе коммуникативного обеспечения. Оно методологически должно предшествовать разработке любых тактических и стратегических линий поведения журналиста в обще­нии, поскольку он на многоальтернативной основе имеющихся зна­ний по общению может остановить свой выбор на наиболее перспективных способах творческого моделирования и самопроек­тирования общения, выводящих на взаимодействие с партнером по общению.

Этапами разработки эффективной коммуникации являются:

- участники коммуникации;

- орудия коммуникации (обращения и сред­ства распространения информации);

- функциональные составляющие (кодирование, расшифровка, ответная реакция и обратная связь);

- коммуникативные барьеры, возникающие в общении.

Все это обеспечивается постоянно действующей системой жур­налистской информации - системой взаимосвязи журналиста с людьми, методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её в прессе и эфире. Данная система опирается на определение информации как средства общения людей, через которую человек получает сведения о мире и происходящих в нем процессах. Она включает в себя:

- систему сбора внешней текущей информации (набор источни­ков, методических приемов, анализа информации, посредством ко­торых сначала журналист, а затем и читатель, слушатель, зритель получает информацию о событиях, происходящих в мире);

- систему журналистских исследований (систематическое опреде­ление круга данных, необходимых для решения стоящей перед журналистом проблемой; их сбор, анализ, отчет о результатах, оценка журналистской информации).

Любое общение начинается с установления контакта. Для эффективности общения, для привлечения к нему внимания и вызова интереса к журналисту следует предусмотреть ряд мер:

- оригинальность содержания и формы общения;

- использование необычных, даже шокирующих обстоятельств;

- интрига, загадочность;

- юмор и парадоксальность, но это требует острожного и береж­ного отношения.

Управление коммуникативными процессами напрямую зависит от технологии профессионального общения. Технологияпрофессио­нального общения журналиста, как и любого другого общения, имеет три главные части, каждая из которых составляет определен­ный этап последовательности общения:

- познание собеседника;

- фор­мирование доверительных отношений с ним;

- собственно общение (разговор, беседа, интервью и др.) (по Б.Н. Лозовскому).

При этом об­щение осуществляется по определенным последовательным этапам:

- подготовка к общению (способы узнавания людей, моделирование личности в общении, принятие ролей личности, приемы формирова­ния доверительных отношений, приспособление к собеседнику);

- само общение (задавание вопросов и выслушивание ответов, наблюдение, фиксирование поступающих сведений, их анализ и ис­пользование в дальнейшей беседе).

Среди задач, которые решаются в ходе проведения общения, можно выделить следующие:

1) получение новой (часто «эксклюзивной») информации;

2) обсуждение общественно важных проблем, что нередко обре­тает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками журналиста;

3) «портретирование» – создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет де­монстрации его индивидуальных речевых особенностей.

По характеру действий журналиста во время беседы (интервью) можно условно выделить три элемента общения:

1) задавание вопросов и выслушивание ответов;

2) наблюдение;

3) фиксирование поступающих сведений.

По характеру взаимодействия между журналистом и собеседником можно выделить три этапа общения:

1) начальный этап или зачин (представление собеседника, описа­ние ситуации, в которой проходит беседа, и т.п.);

2) средняя или основная часть беседы, представляющая собой диа­логическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами;

3) заключение или концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником и др.).

Общение журналиста с собеседником начинается задолго до встречи с ним. Подготовка к общению заключается в следующем:

- в общей подготовке (интеллектуальная и общепрофессиональ­ная подготовка; углубленное изучение какой-то определенной об­ласти знаний и деятельности - специализация журналиста; знания об аудитории: её структура, интересы, потребности, требования, се­миотический и информационный уровень, характер потребления и усвоения информации, установки, стереотипы);

- в конкретной подготовке (определение цели общения и харак­тера необходимых сведений; изучение предмета общения и собеседника; предварительное обдумывание хода беседы, составле­ние вопросов; договоренность о встрече, месте, времени общения;

- в психологической подготовке (воспитание в себе психологиче­ских качеств, необходимых для успешного выполнения журналист­ского труда; приобретение знаний об интервью как ситуации социально-психологического общения, процесса восприятия человека человеком; проигрывание «психологической ситуации» конкретного интервью, психологический настрой (мобилизация) на беседу) (по Т.В. Шумилиной).

Достижение плодотворного взаимодействия в общении может быть достигнуто при условии, если журналист и его собеседник бу­дут разделять общее определение ситуации, «отчетливо представ­лять себе существо совместного действия.

Иными словами, общая схема общения журналиста с собеседни­ком выглядит следующим образом (см. рис. 1):

  Общение с собеседником  
   
  Расположение к себе  
     
Знакомство с кругом проблем, волнующих героя   Изучение героя, его ценностных ориентаций
     
  Изучение материала о герое, выявление различных деталей, способствующих раскрытию личностного потенциала человека  
   
  Работа над созданием материала  
                                 

Рис. 1Общая схема общения журналиста с собеседником (по Ю.М. Карасевичу)

Таким образом, технологическая цепочка профессионального общения журналиста представляет собой следующее: «познание со­беседника - формирование общности – доверие – расспрашивание» (по Б.Н. Лозовскому). Профессиональное общение, исходя из этого, может быть представлено как особая система, включающая следующие основные стадии:

1. выявление и распознание проблемы журналистом;

2. разработка концепции решения проблемы;

3. формулирование цели предстоящего общения;

4. поиск необходимой информации и источников информации;

5. установление контакта с собеседником-специалистом по исследуемой проблеме;

6. анализ полученных в ходе общения данных;

7. принятие решения по оформлению материала;

8. реализация концепции решения проблемы, то есть представле­ние полученных результатов для читателей, слушателей, зрителей;

9. контроллинг проведенного коммуникативного мероприятия, анализ достигнутого результата.

Как видно, процесс общения журналиста начинается с изучения проблемы и её решения в коммуникативном плане, а завершается удовлетворением потребностей читателя, слушателя, зрителя и изу­чением возможных изменений в структуре и номенклатуре нужд и желаний аудитории, на которую работает журналист. Чтобы реализовать предлагаемую технологическую цепочку на практике, необходимо обладать широкой системой знаний по общению, кото­рая позволит журналисту выбрать значимый для него спо­соб общения с аудиторией, включающий необходимые для общения средства, позиции, способы, формы общения.

Наши рекомендации