Особенности управления коммуникативными процессами в журналистике
Управление общением - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных контактов с людьми ради достижения задач организации журналистской деятельности и её осуществления.
Задача управления общением у журналиста заключается в воздействии на уровень, время и характер происходящего общения таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед интервьюером целей, т.е. управление общением – это управление будущим результатом деятельности журналиста.
С учетом этого управлениекоммуникативными процессами в системе общения журналиста включают в себя:
- разработку стратегий профессионального общения для достижения значимого результата, обоснование алгоритма эффективной коммуникации;
- разработку эффективной системы взаимодействия с партнерами по общению на основе планируемого профессионального общения;
- разработку оптимальных решений в общении, направленных на реализацию поставленных целей;
- разработку программ публикаций, выступлений в радио- и телеэфире с учетом проведенного общения.
Разработка комплексной программы коммуникаций, управляющей общением, возможна на основе коммуникативного обеспечения. Оно методологически должно предшествовать разработке любых тактических и стратегических линий поведения журналиста в общении, поскольку он на многоальтернативной основе имеющихся знаний по общению может остановить свой выбор на наиболее перспективных способах творческого моделирования и самопроектирования общения, выводящих на взаимодействие с партнером по общению.
Этапами разработки эффективной коммуникации являются:
- участники коммуникации;
- орудия коммуникации (обращения и средства распространения информации);
- функциональные составляющие (кодирование, расшифровка, ответная реакция и обратная связь);
- коммуникативные барьеры, возникающие в общении.
Все это обеспечивается постоянно действующей системой журналистской информации - системой взаимосвязи журналиста с людьми, методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её в прессе и эфире. Данная система опирается на определение информации как средства общения людей, через которую человек получает сведения о мире и происходящих в нем процессах. Она включает в себя:
- систему сбора внешней текущей информации (набор источников, методических приемов, анализа информации, посредством которых сначала журналист, а затем и читатель, слушатель, зритель получает информацию о событиях, происходящих в мире);
- систему журналистских исследований (систематическое определение круга данных, необходимых для решения стоящей перед журналистом проблемой; их сбор, анализ, отчет о результатах, оценка журналистской информации).
Любое общение начинается с установления контакта. Для эффективности общения, для привлечения к нему внимания и вызова интереса к журналисту следует предусмотреть ряд мер:
- оригинальность содержания и формы общения;
- использование необычных, даже шокирующих обстоятельств;
- интрига, загадочность;
- юмор и парадоксальность, но это требует острожного и бережного отношения.
Управление коммуникативными процессами напрямую зависит от технологии профессионального общения. Технологияпрофессионального общения журналиста, как и любого другого общения, имеет три главные части, каждая из которых составляет определенный этап последовательности общения:
- познание собеседника;
- формирование доверительных отношений с ним;
- собственно общение (разговор, беседа, интервью и др.) (по Б.Н. Лозовскому).
При этом общение осуществляется по определенным последовательным этапам:
- подготовка к общению (способы узнавания людей, моделирование личности в общении, принятие ролей личности, приемы формирования доверительных отношений, приспособление к собеседнику);
- само общение (задавание вопросов и выслушивание ответов, наблюдение, фиксирование поступающих сведений, их анализ и использование в дальнейшей беседе).
Среди задач, которые решаются в ходе проведения общения, можно выделить следующие:
1) получение новой (часто «эксклюзивной») информации;
2) обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками журналиста;
3) «портретирование» – создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей.
По характеру действий журналиста во время беседы (интервью) можно условно выделить три элемента общения:
1) задавание вопросов и выслушивание ответов;
2) наблюдение;
3) фиксирование поступающих сведений.
По характеру взаимодействия между журналистом и собеседником можно выделить три этапа общения:
1) начальный этап или зачин (представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа, и т.п.);
2) средняя или основная часть беседы, представляющая собой диалогическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами;
3) заключение или концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником и др.).
Общение журналиста с собеседником начинается задолго до встречи с ним. Подготовка к общению заключается в следующем:
- в общей подготовке (интеллектуальная и общепрофессиональная подготовка; углубленное изучение какой-то определенной области знаний и деятельности - специализация журналиста; знания об аудитории: её структура, интересы, потребности, требования, семиотический и информационный уровень, характер потребления и усвоения информации, установки, стереотипы);
- в конкретной подготовке (определение цели общения и характера необходимых сведений; изучение предмета общения и собеседника; предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов; договоренность о встрече, месте, времени общения;
- в психологической подготовке (воспитание в себе психологических качеств, необходимых для успешного выполнения журналистского труда; приобретение знаний об интервью как ситуации социально-психологического общения, процесса восприятия человека человеком; проигрывание «психологической ситуации» конкретного интервью, психологический настрой (мобилизация) на беседу) (по Т.В. Шумилиной).
Достижение плодотворного взаимодействия в общении может быть достигнуто при условии, если журналист и его собеседник будут разделять общее определение ситуации, «отчетливо представлять себе существо совместного действия.
Иными словами, общая схема общения журналиста с собеседником выглядит следующим образом (см. рис. 1):
Общение с собеседником | ||||||||||||||||
Расположение к себе | ||||||||||||||||
Знакомство с кругом проблем, волнующих героя | Изучение героя, его ценностных ориентаций | |||||||||||||||
Изучение материала о герое, выявление различных деталей, способствующих раскрытию личностного потенциала человека | ||||||||||||||||
Работа над созданием материала | ||||||||||||||||
Рис. 1Общая схема общения журналиста с собеседником (по Ю.М. Карасевичу)
Таким образом, технологическая цепочка профессионального общения журналиста представляет собой следующее: «познание собеседника - формирование общности – доверие – расспрашивание» (по Б.Н. Лозовскому). Профессиональное общение, исходя из этого, может быть представлено как особая система, включающая следующие основные стадии:
1. выявление и распознание проблемы журналистом;
2. разработка концепции решения проблемы;
3. формулирование цели предстоящего общения;
4. поиск необходимой информации и источников информации;
5. установление контакта с собеседником-специалистом по исследуемой проблеме;
6. анализ полученных в ходе общения данных;
7. принятие решения по оформлению материала;
8. реализация концепции решения проблемы, то есть представление полученных результатов для читателей, слушателей, зрителей;
9. контроллинг проведенного коммуникативного мероприятия, анализ достигнутого результата.
Как видно, процесс общения журналиста начинается с изучения проблемы и её решения в коммуникативном плане, а завершается удовлетворением потребностей читателя, слушателя, зрителя и изучением возможных изменений в структуре и номенклатуре нужд и желаний аудитории, на которую работает журналист. Чтобы реализовать предлагаемую технологическую цепочку на практике, необходимо обладать широкой системой знаний по общению, которая позволит журналисту выбрать значимый для него способ общения с аудиторией, включающий необходимые для общения средства, позиции, способы, формы общения.