Я сам обманываться рад...»

Манипулятивные возможности средств массовой коммуникации можно объединить в три основные группы.

1. Во-первых, это причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации, то есть те искажения

которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п.

2. Во-вторых, это причины, вызванные политическими, социально-экономичес­кими и организационными условиями, в которых осуществляют свою дея­тельность средства массовой коммуникации. Основная из них — зависимость СМК от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах — экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМК в рыночных условиях рабо­тают на определенных клиентов, например рекламодателей и других заказ­чиков из числа представителей крупного капитала. Административная фор­ма зависимости проявляется в том, что СМК подчиняются своим хозяевам и учредителям.

3. В третьих, это причины, обусловленные самим процессом функционирова­ния средств массовой информации. Для того чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию, СМИ при подаче материалов и подготовки сообщений различных программ руководствуются определенными общи­ми правилами или принципами.

При этом, как отмечает В.П.Пугачев: «взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями л часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности». Им выделяется пять таких принципов, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом.

• Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.

• Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремаль­ных событиях — голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и т.д. — доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного ха­рактера и сенсациям.

• Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способ­ны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности без­работных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.

« Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте — типичное явление для СМИ в рыночном обществе.

• Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие выс­шие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: пре­зиденты, военноначальники, министры и т.д. Им посвящаются первые стра­ницы газет и главные радио- и телепередачи.

Следовательно, содержание понятия «информационно-психологическая безо­пасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индиви­дуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба и организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные про­цессы. Иными словами, речь идет о социальных процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и соци­альных институтов российского общества и человека как полноправного и свобод­ного гражданина. Центральным объектом информационного воздействия, конеч­но же, является человек, индивид.

Можно также выделить ряд понятий, отражающих определенные способы, об­щие механизмы и обобщенные схемы процесса скрытого принуждения людей. К ним, в частности, можно отнести следующие понятия: дезинформирование, блеф в поли­тике, манипулирование в политике, политическая интрига, пропаганда и агитация, недобросовестная реклама и т.п.

Пафос данной книги обусловлен доказательством простого тезиса: противосто­ять манипулированию и субъектам манипуляции, стоящим за СМИ, можно только организацией по-настоящему диалоговых отношений с аудиторией. Или, как мы показали выше, моделированием подобных подходов. А самыми успешными прак­тическими технологиями подобного рода являются дискуссии, организация «пря­мых линий», игрореализация.

ТЕМА 11

Наши рекомендации