Структурно-функциональные теории и аудитория МК

В 1950—1980-х годах в научных исследованиях массовой ком­муникации доминировал функциональный анализ: предпри­нимались попытки понять, какие структуры медиа или раз­новидности их содержания функциональны, а какие дисфун­кциональны применительно к обществу в целом, конкретным индивидам, различным подгруппам в обществе или культуре.

Теория диффузии, т.е. внедрения новых знаний, удачно позво­ляет объединить огромный объем эмпирических данных, облегчает работу исследователю, но, как и теория инфор­мационного потока, построена вокруг источника, т.е. она рассматривает процесс коммуникации с точки зрения эли­ты, которая принимает решение внедрить данную новацию.

Согласно теории подкрепления, медиа преимущественно уси­ливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей. СМК не подрывают социальные устои, а напротив, выступают в роли агентов статус-кво.

Три функции массовой коммуникации, выделенные Лассуэл-лом, — наблюдение за окружающей средой, корреляция частей общества как реакция на окружающую среду и пе­редача социального наследия от одного поколения к друго­му — Райт дополнил четвертой — развлечением. Они полу­чили название четырех классических функций медиа.

Теория игры идеально вписывается в то, что в общем виде счи­тается обретением пользы и удовлетворения. Согласно те­ории зависимости от медиа, чем больше человек зависит от того, что его потребности удовлетворяются в результа­те использования СМК, тем значимее их роль в его жизни и, следовательно, тем сильнее влияние. С этой концепцией смыкается концепция выстраивания приоритетов для обще­ственной дискуссии.

Интересной, но спорной считается теория спирали молчания, утверждающая, что из опасения оказаться в изоляции или одиночестве люди скрывают свое мнение от окружающих.

Литература

Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

Березин В. М. Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М., 2004.

Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. пособ. М., 1997.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методо­логия анализа и практика исследований. М., 2003.

Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корко-носенко. СПб., 2000.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Киев; М., 2001.

Терин В. П. Теория массовой коммуникации. М., 2000.

Шарков Ф. И. Теория коммуникации (базовый курс): Учебник. 2-е изд. М., 2004.

DeFleur М. L., Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5th ed. N.Y., 1989.

Fesiinger L. A. Theory of Cognitive Dissonance. N.Y., 1957.

KlapperJ. T. The Effects of Mass Communication. N.Y., 1960.

Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / Ed. by L. Bryson. N.Y., 1948.

Тема 11. -2 часа

Массовая коммуникация и культура

Теории культурологического анализа интересуются долгосроч­ными последствиями воздействия медиа на общественный строй меньше, чем влиянием медиа на жизнь индивидов.

Символический интеракционизм первым из общественно-науч­ных теорий обратился к вопросам, как люди овладевают культурой и используют ее.

Использование индивидами ожиданий для осмысления повсед­невных житейских ситуаций и своего места в них предлага­ется представить в виде фреймов.

Вопросы о роли медиа в обществе рассматривает теория куль­тивации.

Критические теории анализируют — преимущественно с нео­марксистских позиций — деятельность социальных институ­тов, когда элитные группы используют влияние медиа для продвижения и закрепления определенных форм культуры.

Холл выделяет три основных «признака новости»: связь с собы­тием или происшествием (компонентом действия); новизна и информационная ценность или соотнесенность с каким-либо важным актом или персоной.

Исследователи выявили четыре основных способа манипулиро­вания новостями: фрагментация, драматизация, персонифи­кация и нормализация.

К изучению текстов сообщений масс-медиа Т. ван Дейк предложил подойти как к особому виду дискурса. Все тексты массовой коммуникации, и тексты новостей в особенности, следует изу­чать в контексте специфической социокультурной деятельности.

Литература

Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

Баразгова Е. С. Американская социология: Традиции и современность: Курс лекций. Екатеринбург; Бишкек, 1997.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трак­тат по социологии знания / Пер. с англ. М., 1995.

Березин В. М. Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М., 2004.

Воскобойников В. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. М., 1993.

Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опы­та. М., 2003.

Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. Сост.

В. В. Петрова. М., 1989. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. пособ. М., 1997.

Миллс Р. Властвующая элита / Пер. с англ. М., 1959.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методо­логия анализа и практика исследований. М., 2003.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Киев; М., 2001.

Телевизионная журналистика/ Ред.-колл.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М., 2002.

Терин В. П. Теория массовой коммуникации. М., 2000.

Шарков Ф. И. Теория коммуникации (базовый курс): Учебник. 2-е изд. М., 2004.

Шютц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М., 2004.

Шютц А. Смысловая структура повседневного опыта: очерки по фено­менологической социологии / Пер. с англ. М., 2003.

Adorno Т., Horkheimer M. Dialectic of Enlightenment. N.Y., 1972.

Bennett W. L. News: The Politics of Illusion. N.Y., 1988.

Carey J. Communication as Culture: Essays on Media and Society. Winches­ter, 1989.

DeFleur M.L., Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5th ed. N.Y., 1989.

Dijk T. A. van. Discourse Analysis: Its Development and Application to the Structure of News//Journal of Communication. 1983. No 33(3).

Dijk T. A. van. News Analysis. Case Studies of International and National News in the Press. Hillsdale, 1988.

Dijk T. A. van. News as Discourse. Hillsdale, 1988.

Fallows J. Breaking the News. N.Y., 1996.

Festinger L. A. Theory of Cognitive Dissonance. N.Y., 1957.

Gerbner G. Epilogue: Advancing on the Path of Righteousness (Maybe) // Cultivation Analysis: New Directions in Media Research / Ed. by N. Signorielli and M. Morgan. Newbury Park, 1990.

Klapper J. T. The Effects of Mass Communication. N.Y., 1960.

McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, 1987.

Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

Merton R. On Theoretical Sociology. N.Y., 1967.

Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957.

Mills C. W. The Sociological Imagination. N.Y., 1959.

Park R. News as a Form of Knowledge // On Social Control and Collective behavior/ Ed. by R. H. Turner. Chicago, 1967.

Тема 12. -2 часа

Наши рекомендации