Универсальная онтологическая модель процесса МК

Исходя из системного подхода, законов моделирования сложных социальных систем и с учетом системоформирующих факторов, представим универсальную онтологическую модель журналистики как систему массовой коммуникации в следующем виде:

Универсальная онтологическая модель процесса МК - student2.ru
Онтологическая модель системы массовой коммуникации

Внутренние элементы системы: И— издатель (субъект-организатор: владелец, учредитель, продюсер и т.п.); КПО—конт­рольно-правовые органы и органы профессионального саморегулирования; Ж— журналисты (редакции); СМК—средствамассовой информации (каналы распространения); А— аудитория ; СД— социальные действия аудитории; ОМ— общественное мнение; ИОС—институты обратной связи (социологические, маркетинговые, рейтинговые службы).

Внешние элементы системы — системоформирующие факторы: СПОО —социально-политическая организация общества; ОИ— общественные интересы различных социальных групп, институтов гражданского общества (мировоззренческие, идейные, национальные, религиозные, корпоративные и др.); ОК— образование и культура; ТЭТ— техника, экономика, технологии; ИИ – источники информации; ВИ – внесистемная информация.

Вся система журналистики функционирует в окружающей действительности (природной и социальной). С социальной действительностью ее связывают системоформирующие факторы, взаимодействующие между собой.

Подсистемы журналистики и их элементы

Аналогичные схемы можно построить и по агрегированным онтологичес­ким объектам системы массовой коммуникации: процессам управле­ния, процессам производства массовой информации, процессам ее усвоения и процессам обратной связи, которые являются подсистемами целостной системы.

 
  Универсальная онтологическая модель процесса МК - student2.ru

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

СПОО – социально-политическая организация общества; КПО - контрольно-правовые органы; И – издатель (субъект-организатор); ДИ – директивная информация; Ж - журналисты (редакции).

В этой подсистеме сосредоточены проблемы взаимоотношений журналистики и власти, формирования нормативно-правовой базы функционирования системы массовой коммуникации, контрольно-правовых органов, а также характер взаимодействия коммуникаторов - издателей-владельцев СМИ и журналистов.

ПОДСИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА

 
  Универсальная онтологическая модель процесса МК - student2.ru

И РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рис. 4

ТЭТ – технико-технологический и экономический системоформирующие факторы; Р – реклама; Ж – журналисты (редакция); Т– текст; СМИ – средства массовой информации; К – каналы распространения; МИ – массовая информация; А– массовая аудитория; ИИ – источники информации.

Технико-технологический и экономический системоформирующие факторы связывают систему журналистики с процессами технического и технологического обновления; адаптируют систему для нормального функционирования в рыночных условиях; задают уровень материально-технического и финансового обеспечения; инвестируют СМИ с помощью рекламы.

Журналистыв этой подсистеме играют роль основных производителей информационного продукта. Журналистский текст всегда рассматривается в определенной формально-содержательной структуре, называемой жанром.

Жанры журналистики – это своеобразные формально-содержательные модели текстов, сложившиеся в журналистской практике и обозначающие тип журналистского произведения.

Массовая информация – это журналистские сообщения, сконцентрированные (сгруппированные) в средствах массовой информации (на носителях информации), размноженные и доставленные массовой аудитории; иными словами, общезначимая и общедоступная социальная информация, с помощью (на основе) которой осуществляется коммуникация (процесс общения, выработки оценок и т.д.) в массах.

ДРУГИЕ ПОДСИСТЕМЫ

Если в производственной подсистеме СМИ только установили контакт с аудиторией, то в подсистеме усвоения массовой информации как раз и происходит процесс взаимодействия с информацией, реализация функций текста СМИ, выработка отношения и оценок к конкретным сообщениям и к СМИ как их носителю. Здесь можно говорить о некой «результативности» воздействия массовой информации. Исследователи выделяют действенность как меру достижения непосредственного, сиюминутного эффекта и эффективность, имеющую отдаленные последствия. Высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высокая действенность способствует повышению их авторитета.

Передавая сообщения аудитории средства массовой коммуникации воздействуют на массовое сознание, видоизменяя, преумножая его с целью добиться определенных результатов в формировании общественного мнения (отношения) к тем или иным событиям, явлениям, деятельности социальных институтов и отдельных личностей.

Обратная связь в системном понимании – это воздействие результатов функционирования системы (объекта) на характер этого функционирования. В демократических системах журналистики функции обратной связи должны служить внутренним потребностям самой системы, т.е. удовлетворению аудиторного спроса на разнообразную, всеохватывающую, объективную, правдивую информацию, поданную и доставленную потребителю в удобной для него форме, и выполняющую в полной мере свои социальные функции.

Литература:

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. – М.-Ростов н/Д, 2008;

БагировЭ.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

Богуславская В.В. Моделирования текста: лингво-социокультурная концепция. Ростов-на-Дону, 2003.

Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.,1999.

Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. М., 1999.

Коновченко С.В. Общество - средства массовой информации - власть. Ростов н/Д, 2001.

Концепция государственной информационной политики. М.,1999.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005.

Репкова Т. Новое время: как создать профессиональную газету в демократическом обществе. М., 2004.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М.,1996.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 2003.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.

Чередниченко В.И., Чередниченко И.В. Теория журналистики. Краснодар, 2002.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ:

Сравните две модели массовой коммуникации Мелвина де Флера и попытайтесь объединить их в одну на основе первого варианта.

Наши рекомендации